Европа поскользнулась на реформах


Когда показалось, что правительства европейских стран наконец-то вступили на путь экономических реформ, необходимость которых уже давно стала очевидна, они вдруг застыли в нерешительности. Эта непонятная осторожность оставляет открытым вопрос о том, сможет ли экономика зоны евро стать более гибкой, рыночно ориентированной и конкурентоспособной. Евро также находится в подвешенном состоянии: рынки, и так не особенно жалующие европейскую валюту, могут продолжить игру на понижение.

В последние месяцы сначала Германия, а затем Франция и Италия (на долю этих трех стран в совокупности приходится три четверти ВВП зоны евро) приняли весьма важные законы о реформировании налоговой системы. Однако в запасе у европейских законодателей, похоже, практически ничего не осталось. Что-либо ценное в портфелях министров и парламентариев может появиться скорее всего лишь после всеобщих выборов, которые состоятся в Италии будущей весной, а во Франции и Германии - осенью 2002 г. Снизить налоги не так уж сложно; при этом все будут счастливы. А вот провести реформы пенсионного обеспечения, рынка труда и здравоохранения существенно сложнее. Правительство Германии надеялось, что законы по пенсионной реформе будут одобрены уже в этом году. Теперь очевидно, что принятие закона может затянуться на полгода и более. Механизм отчислений из зарплаты, вкладываемых в частные пенсионные схемы, который должен был заработать в 2001 г., - самое радикальное положение реформы - вступит в силу лишь в 2002 г. Шансы на реформирование рынка труда еще призрачнее. В 1999 г. правительство существенно переработало популярную программу создания рабочих мест, которая через механизм налоговых льгот стимулировала рост числа рабочих мест с неполной занятостью и оплатой в DM630 ($273,2) или менее в месяц. Сейчас лица, работающие на таких условиях, и их работодатели вынуждены платить социальные отчисления; кроме того, запрещено иметь более одного места работы.

"Мне стало значительно проще представлять [инвесторам] Германию, но нам еще очень многого не хватает, - говорит Хильмар Коппер, председатель наблюдательных советов Deutsche Bank и DaimlerChrysler, руководитель правительственного агентства по привлечению иностранных инвестиций. - Прогресс на пути реформ сегодня недостаточен". Зеленые, союзники социал-демократов, высказываются более решительно. "Социал-демократы рассуждают так, будто самые важные проблемы уже решены. Мы не можем позволить себе останавливаться на пути реформ", - говорит Фриц Кун, сопредседатель партии зеленых. Действительно, правительство ФРГ ведет себя так, как будто все медали за проведение необходимых реформ уже им заработаны. Получив десятки миллиардов марок от продажи лицензий на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения и наблюдая, как быстрый экономический рост стимулирует приток доходов в казну, правительство решило не спешить с проведением более масштабных реформ. Мощное левое крыло в Социал-демократической партии противостоит преобразованиям, которые Коппер называет необходимыми для будущего Германии.

Другие страны также не спешат с реформами. Если в течение нескольких лет перед созданием Европейского валютного союза вошедшие в него страны сокращали бюджетный дефицит, то теперь они наращивают его. Италия идет впереди Европы всей. Она сократила налоги и увеличила госрасходы на сумму, равную 1% ВВП. По данным Morgan Stanley Dean Witter, в следующем финансовом году бюджетные потери зоны евро от снижения налогов и увеличения бюджетных расходов составят 75 млрд евро ($63,7 млрд), или 1,3% ВВП.

Схожая ситуация во Франции. Вместо того чтобы сокращать число госслужащих, которых и без того насчитывается 1,68 млн человек, в 2001 г. она увеличит их число на 11 337. Налоговая реформа во Франции оставила местные корпоративные налоги, сдерживающие развитие компаний, без изменений; о пенсионной реформе речь вообще не идет. В Испании весенние обещания правительства провести реформу пенсионной системы и рынка труда забыты.

Все это плохие новости для евро. Одна из причин слабости евро - то, что инвесторы предпочитают вкладывать средства в активы более динамичной экономики США. Ускорение реформ могло бы помощь странам зоны евро привлечь инвесторов и поддержать свою валюту. Пока, однако, имеет место прямо противоположное. (WSJ, 20. 11. 2000)