У ЕС теперь есть собственная армия


БРЮССЕЛЬ - Европейский союз объявил сегодня о создании собственных вооруженных сил. Это решение позволит странам Евросоюза, во-первых, самостоятельно, а не в составе сил НАТО заниматься вопросами безопасности в Европе, а во-вторых, координировать расходы на военные нужды. Первыми проблемами, которые предстоит одолеть единой европейской армии, станут разделение полномочий и сфер ответственности с Северо-атлантическим альянсом и существенное улучшение технической оснащенности европейских войск. На конференции в Брюсселе министры обороны 15 стран союза объявили, что выделяют из состава национальных армий в общей сложности более 100 000 военнослужащих, около 400 самолетов и несколько сотен военных кораблей. Ядром армии Евросоюза станет корпус быстрого реагирования численностью 60 000 человек, задачей которого будет разрешение кризисных ситуаций в Европе или в непосредственной близости от ее границ.

По официальным данным, вооруженные силы Евросоюза будут готовы к несению службы уже в следующем году, однако, пока недостатки в техническом обеспечении не будут устранены, их возможности останутся довольно ограниченными. "У нас нет техники. Сейчас можно говорить, к примеру, лишь о спасении сотни граждан стран ЕС из Албании, если ситуация там ухудшится. О возможности проведения акций, подобных бомбардировке Югославии самолетами НАТО, пока речи не идет", - заявил представитель Германии. Недостатки в техническом обеспечении и логистике армий стран ЕС стали одним из самых важных вопросов, обсуждаемых на конференции. В докладе на эту тему, к примеру, говорится, что силам быстрого реагирования ЕС необходимо три транспортных вертолета, тогда как на сегодня имеется только один. Отмечается также нехватка истребителей, всепогодных и транспортных самолетов.

Военные специалисты выражают надежду, что в процессе создания собственных вооруженных сил страны ЕС смогут прийти к политическому консенсусу в вопросах координации военных расходов. В ближайшие годы на вооружении армии ЕС должны появиться технические новинки, создаваемые совместно рядом стран. Поставки новых транспортных самолетов производства европейского авиагиганта Airbus Industrie ожидаются в 2003 - 2004 гг. Однако большинство проблем, касающихся производства крылатых ракет, систем защиты связи, боевых самолетов и самолетов-заправщиков, вряд ли будет решено раньше 2004 - 2008 гг.

Хотя все страны ЕС хотят, чтобы за безопасность в Европе по-прежнему отвечал НАТО, создание собственных вооруженных сил ЕС может привести к конкуренции военных. Вашингтон, первоначально скептически относившийся к перспективе создания вооруженных сил ЕС, сейчас рассматривает возможности разделения сфер ответственности и координации деятельности. На следующей неделе ЕС и НАТО должны прийти к соглашению о способах доступа ЕС к ресурсам НАТО.

Однако у США и некоторых других членов НАТО все же есть опасения, что создание вооруженных сил ЕС отрицательно скажется на будущем Североатлантического альянса. Из 15 стран ЕС в НАТО входят 12, и, таким образом, их военнослужащие будут входить и в состав вооруженных сил альянса, и в состав вооруженных сил ЕС.

Сами страны ЕС пока не могут прийти к единому мнению относительно принципов сотрудничества с НАТО. Франция, которая отозвала из альянса своего министра обороны в 1966 г. в знак протеста против доминирования США, хотела бы видеть вооруженные силы ЕС независимыми от НАТО. В этом случае страны ЕС должны будут самостоятельно профинансировать всю структуру новых сил, включая логистику и планирование. Другие страны союза, в частности Нидерланды и Великобритания, предпочли бы создать главный штаб вооруженных сил ЕС, состоящий приблизительно из ста офицеров, а логистику и планирование отдать на откуп НАТО. Есть и другие нерешенные вопросы. Шесть европейских стран НАТО, не являющихся членами ЕС, недовольны своим положением. Наиболее агрессивно настроена Турция, угрожающая заблокировать ЕС доступ к ресурсам НАТО. Однако она вряд ли сможет помешать заключению соглашения между ЕС и НАТО, если оно удовлетворит остальных 18 членов альянса. (WSJ, 20. 11. 2000)