ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Госсоветский союз


Если вы президент крупной и не понятой умом страны, если вы хотите провести день в обществе 89 в большинстве своем пожилых мужчин, послушать их пространные, ничего не значащие и ни на что не влияющие речи - для этого, конечно же, стоило создавать Государственный совет. И вам расскажут, как это было вчера на первом заседании Госсовета, про "линейно-штабную систему" управления страной. Про необходимость законодательного определения статуса высшего должностного лица в регионе. Про необходимость все менять, но так, чтобы ничего не менять. Про важность решительных, последовательных, но осторожных и постепенных действий.

Российской верховной власти совершенно не нужен сенат. Избранные народом губернаторы тоже не нужны, но попирать Конституцию силой, да еще и применительно ко всем российским регионам сразу, как-то неудобно. Поэтому лучше нарушить Основной закон каким-нибудь некровожадным, почти незаметным, вегетарианским способом. Например, создать Госсовет - орган без статуса, полномочий и ясной цели.

Оставаться совещательным органом при президенте, даже после постепенного неизбежного угасания Совета Федерации, Госсовету нет резона. В конце концов, у президента есть прекрасная возможность без всякого органа посовещаться со всеми губернаторами вместе и с любым из них по отдельности в удобное для главы государства время. В этом органе был бы какой-то смысл, когда бы он занялся изменениями в Конституцию. Ну, например, по новому территориальному устройству страны или по отмене принципа выборности региональных лидеров. Вариант, конечно, циничный: приводить приговор в исполнение руками самих жертв. Этакое коллективное самоубийство.

Только в нынешнем своем варианте Госсовет заставляет напрягать ум в поисках аналогий из советской эпохи. То ли это некий аналог Всероссийского совета народного хозяйства, уверенно проведшего страну от НЭПа к оголтелой социалистической экономике под руководством Феликса Дзержинского в середине 20-х. То ли это пленум ЦК КПСС начала 80-х. Но в любом случае - не орган власти современной страны, претендующей на цивилизованность.

Впрочем, Госсовет вполне можно рассматривать как биржевую площадку для торга центра с региональными элитами за новую Россию. Это был бы неплохой вариант при наличии у президентской команды сколько-нибудь внятных представлений о географических, политических и экономических характеристиках лота.

Принципиальная беда нынешней российской власти состоит в том, что она готовит инструменты, не зная, какое изделие этими инструментами клепать. Госсовет - инструмент. Полпреды - инструмент. Инструменты существуют для того, чтобы ими манипулировать. Но сам по себе процесс манипуляции отнюдь не гарантия появления законченного объекта.

Советский Союз все отчетливее проглядывает сквозь полюбившуюся Кремлю и губернаторам музыку гимна композитора Александрова, сквозь призывы коммунистов вернуть советские гимн и флаг, сквозь сам тон заседания Госсовета, наконец. Если так пойдет дальше, "признаки развала управляемости", о которых вчера говорил президент, мы еще будем вспоминать как краткий миг существования нормальной российской государственности.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"