"Отстойники" для иммигрантов


В российских ведомствах всерьез обсуждают проекты строительства новых городов и создания иммиграционных лагерей для переселенцев из соседних стран. Сталинская политика времен первых пятилеток или послевоенного "переселения народов"? В общем, нет. Просто решение демографических проблем.

Владимира Путина взволновали прогнозы Германа Грефа и его команды экспертов о том, что к 2050 г. население России уменьшится более чем на 30%. Естественная убыль населения в России составляет около 1 млн человек в год. Президент Путин считает, что поправить дело можно правильной иммиграционной политикой. "Нам нужно привлекать трудовые ресурсы из стран бывшего СССР", - сказал он недавно на совещании в Новосибирске. Это и подвигло чиновников на составление разнообразных масштабных планов.

Правильный подход к иммиграции действительно может существенно улучшить демографическую ситуацию в России, считает Владимир Ионцев, заведующий кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ. Если количество иммигрантов ежегодно будет на 400 000 - 500 000 превосходить количество уезжающих из страны, снижение общей численности населения России может остановиться, считает Ионцев.

По данным Госкомстата, в 1999 г. в Россию на постоянное место жительства прибыло 367 000 человек, в том числе из дальнего зарубежья - 542, выбыло 238 000, в том числе 108 000 - в дальнее зарубежье.

До последнего времени государство не стимулировало иммиграцию. "Федеральная миграционная служба занималась затыканием дыр, - говорит Сергей Подгорбунский, руководитель пресс-службы Министерства по региональной, национальной и миграционной политике, в которое в начале этого года вошла ФМС. - Они решали текущие проблемы: люди бегут откуда-то, их надо разместить, приспособить, выдать пособия. Стратегического подхода к планированию не было". Сейчас над таким стратегическим подходом как раз работают в министерстве. По словам Ольги Воробьевой, руководителя департамента миграционной политики, федеральная программа миграции будет готова в I квартале 2001 г., а чтобы она попала в бюджет 2002 г., ее нужно принять к маю. В проекте программы, по словам Подгорбунского, строительство новых городов для иммигрантов, откуда они будут ездить на работу вахтовым методом. "Посмотрите на юг Сибири, - говорит Подгорбунский. - Хакасия, отдельные районы Бурятии - там климат такой, что можно арбузы выращивать. И уже оттуда самолетами людей можно возить на вахтовую работу [в богатые полезными ископаемыми районы Сибири]. Бригада прилетает, работает там 20 - 30 дней, а другая в Абакане в это время отдыхает". Разговор не случайно идет именно о Сибири. В Новосибирске Путин сказал об иммигрантах: "У нас в основном все едут в Сочи или в Москву. А нам нужны люди здесь, в Сибири".

Подгорбунский говорит, что для строительства новых городов потребуются частные инвестиции. Однако компании, от которых можно было бы ожидать таких инвестиций, не нуждаются в дополнительной рабочей силе. В отличие от Путина их представители считают, что в Сибири людей достаточно.

"Такой острой потребности в рабочей силе, чтобы привозить новых людей, у нас нет", - говорит Александр Василенко, пресс-секретарь НК "ЛУКОЙЛ". Для освоения новых месторождений Сибири вахтовым методом компании достаточно рабочих, живущих в "лукойловских" городах - Кагалыме, Лангепасе. "Скорее это актуально для Тимано-Печоры, но в Коми и так масса населения без работы, - говорит Василенко. - Надо прежде всего их учить".

Крупнейшие работодатели юга Сибири также не жалуются на нехватку рабочей силы. "У нас сейчас на БрАЗе идет расширение, и мы без проблем находим сотрудников", - говорит Владимир Александров, пресс-секретарь холдинга "Русский алюминий". Существуют и другие варианты трудоустройства будущих мигрантов. Полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко выдвинул идею создания специальных лагерей для иммигрантов вблизи крупных городов. Эти лагеря Полтавченко называет "отстойниками". В ожидании постоянного жилья и трудоустройства их обитатели могли бы быть временно заняты на общественных работах. А еще им можно было бы предлагать вакансии, на которые не зарятся жители городов, - например, в правоохранительных органах.

По плану Полтавченко, о котором поведал источник в его окружении, в каждом из таких лагерей - первые из них предлагается открыть под Москвой и Питером - жили бы одновременно до 100 000 человек. За полгода они должны будут найти постоянную работу в других регионах страны.

Однако пока специалисты относятся к этой идее более чем настороженно. "Адаптировавшись к крупному городу, [переселенец] не пожелает никуда ехать и останется здесь, пусть на самых низких ступенях общества, - говорит Ионцев. - Скорее он к бандитам примкнет, чем будет где-то землю пахать. Мне кажется, что это неразумно".