ВСЕМИРНЫЙ ИНВЕСТОР: Скрытность остается помехой


Когда в 1998 г. японская автокомпания Nissan Motor объявила о продаже пакета акций своего подразделения по производству грузовиков Nissan Diesel, руководство немецкой автокомпании Daimler Benz без долгих размышлений решило воспользоваться благоприятной возможностью и купить его.

Поначалу идея приобрести убыточную и погрязшую в долгах Nissan Diesel выглядела достаточно привлекательно. Однако вскоре Daimler обнаружила, что в японских компаниях многое оказывается не таким, каким представлялось вначале. Начав переговоры, Daimler через несколько месяцев отказалась от своего намерения купить Nissan Diesel; были прерваны также переговоры относительно возможности вложения средств в Nissan Motor. Руководители Daimler в неофициальных беседах признавались, что главной причиной отказа от сделки были огромные скрытые долги японского автопроизводителя.

В начале текущего года Daimler вернулась в Японию, чтобы инвестировать около $2 млрд в автокомпанию Mitsubishi Motors. Но не успела эта сделка завершиться, как стало известно, что Mitsubishi в течение более чем 30 лет скрывала жалобы покупателей на свою продукцию. Все это едва ли повредило репутации уже объединенной компании DaimlerChrysler, однако наглядно продемонстрировало, что инвестировать средства в японские компании - занятие весьма рискованное.

Недостаточная прозрачность в бухгалтерской отчетности и запутанное законодательство встают серьезными препятствиями на пути инвестиций в Японию. "Качество финансовой информации значительно хуже, чем можно было бы ожидать в подобных ситуациях", - говорит Марк Кэмпбелл, партнер Arthur Andersen.

Первое, за что берутся иностранные инвесторы, желающие вложить средства в Японии, - это проверка того, насколько тщательными были предыдущие аудиты интересующей их японской компании. Японские аудиторы признают, что усовершенствование принципов бухгалтерской отчетности идет в стране слишком вяло, однако, по их мнению, недавно принятые поправки к соответствующим законам должны ускорить этот процесс. В частности, аудиторы отмечают, что в Японии существует традиция специально оставлять ошибки в бухгалтерской отчетности, чтобы отыскавший их аудитор мог гордиться хорошо проделанной работой. Кроме того, многие японские компании зачастую вообще небрежно относятся к бухгалтерской отчетности. "В США аудит считается полезным инструментом для финансового планирования. В Японии это последнее, что нужно сделать, прежде чем забыть о прошедшем годе", - говорит Кэмпбелл.

Если иностранная компания намерена открыть свое дело в Японии, а не вкладывать деньги в японское предприятие, то для нее главной проблемой становится Торговый кодекс, а не аудит. Кодекс, которому уже более 100 лет, наполнен четкими ограничениями и расплывчатыми формулировками. Самым спорным положением является установление минимальной номинальной стоимости котирующихся на бирже акций в 50 000 иен ($451,7). Это положение, которое в настоящее время пересматривается, также ограничивает количество акций, которые может выпустить компания, и делает стоимость акций слишком высокой, так что они порой становятся просто недоступны рядовым инвесторам. Иными словами, это положение снижает привлекательность размещения акций японских подразделений иностранных компаний. Кроме того, кодекс ограничивает количество опционов, которые может выпустить компания, на уровне в 10% от находящихся в обращении акций, осложняет жизнь владельцам привилегированных акций и требует, чтобы компании платили дивиденды только два раза в год. В других странах, к примеру в США, компании могут выплачивать дивиденды, когда им заблагорассудится.

Еще одна ловушка - это процесс оценки компании. Кодекс требует, чтобы все активы и технологии, имеющие отношение к сделке, были оценены в суде до завершения сделки. И хотя это требование выглядит относительно невинным, юристы говорят, что сам процесс может значительно затянуть заключение сделки - на 3 - 6 месяцев, а то и больше. Автокомпании могут себе позволить ждать так долго, а вот многие иностранные высокотехнологичные компании вынуждены были по этим причинам отказаться от инвестиций в Японию.

Ситуацию усугубляют расхождения во мнениях юристов относительно интерпретации кодекса. "Многие клиенты приходят в замешательство, поскольку ждут четких правил: это позволено, а это - нет", - говорит менеджер подразделения Arthur Andersen по налоговому консалтингу Роберт Маршалл.

Трудности этим не исчерпываются. Аудиторы говорят, что по японским законам подлинники документов бухгалтерской отчетности зарегистрированной в Японии компании должны храниться внутри страны. Копии не принимаются. В Японии одна из самых высоких в мире ставок налога - около 48%, включая налог на инвестиции и сбережения иностранных граждан (для сравнения: в США ставка составляет 40%, в Великобритании - 35%).

Несмотря на все трудности, сотни иностранных компаний уже открыли бизнес в Японии. Но плата за эту честь оказалась немалой: приходилось выкладывать значительные суммы на покрытие судебных издержек, дожидаться решений суда и принимать расплывчатые интерпретации законов. (FT, 17. 11. 2000)