Поправка для Баглая


Президент Путин подписал распоряжение о создании комиссии, которая будет определять будущее судебной реформы. Ее возглавит заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак. Результатом ее работы может стать ограничение сроков службы судей, которые сейчас служат пожизненно, а также их ротация. Для Конституционного суда реформа уже началась: проект поправок в соответствующий закон внесен президентом в Думу. Однако поправки ждет очень нелегкий путь.

Страсти вокруг судебной реформы кипят уже несколько месяцев. Одним из самых спорных ее моментов стал вопрос о сроках службы судей. Согласно действующему сейчас закону о статусе судей после того, как судья назначен президентом или Советом Федерации (для судей Верховного и Высшего арбитражного суда), он служит пожизненно. Его полномочия могут быть приостановлены или прекращены только решением соответствующей квалификационной коллегии судей по его собственной просьбе, по состоянию здоровья и т. п.

Даже после публичного перемирия с председателем Верховного суда Лебедевым, отстаивающим незыблемость статуса судей, министр экономического развития Герман Греф, "командированный на реформу" судебной системы Путиным, по-прежнему предлагает разработать механизм ограничения полномочий судей и установить для них предельный возраст.

"Мы едины с Верховным судом в отношении необходимости ротации судебных чиновников, - сказал Греф после встречи с председателем Верховного суда Лебедевым. - Пожизненного статуса у руководителей судов быть не должно".

Определять будущее судебной реформы и "судить" Грефа и Лебедева теперь будет специальная комиссия. Как сообщил "Ведомостям" пресс-секретарь Грефа, распоряжение об этом на днях подписал президент Путин. В ее состав кроме давнего друга Путина Козака войдут также представители самой судебной системы, заинтересованных ведомств (в том числе и Минэкономразвития), депутаты Думы и адвокаты.

Для Конституционного суда (КС) реформа уже началась. Комитет по государственному строительству подготовил к рассмотрению в первом чтении соответствующие поправки, внесенные президентом. Согласно им судья КС назначается на должность сроком на 15 лет, а не на 12, как сейчас. Из закона также предлагается исключить положение, устанавливающее предельный 70-летний возраст для судей КС.

Однако думский комитет, возглавляемый коммунистом Анатолием Лукьяновым, не стал рекомендовать палате принять поправки. Если за них не будут голосовать левые фракции, то они вряд ли наберут конституционное большинство в 2/3 голосов.

"Представители президента не смогли убедить членов комитета, зачем такие поправки [вообще] надо вносить, - говорит член фракции "Яблоко" Сергей Попов, который будет докладывать позицию комитета на парламентском заседании. - У нас сложилось мнение, что этот закон просто написан для того, чтобы продлить полномочия [председателя КС] Марата Баглая. Мы ничего против него не имеем, но принимать поправки под одного человека не очень хорошо". В марте следующего года Марату Баглаю исполняется 70 лет.

В Конституционном суде считают, что снятие ограничений на возраст необходимо для того, чтобы ликвидировать несоответствие с другими конституционными законами. "По Конституции все судьи равны и статус у них одинаковый, - говорит Анна Малышева, руководитель пресс-службы Конституционного суда. - Но все остальные судьи несменяемы и назначаются пожизненно". Любопытно, что именно это положение активно пытается изменить один из идеологов судебной реформы Герман Греф.

Что касается другой ключевой поправки - о продлении срока службы судей с 12 до 15 лет, то многие юристы - как в Конституционном суде, так и вне его - не видят в ней никакого смысла. "На мой взгляд, что 12, что 15 лет - все равно это противоречит Конституции, - говорит Виктор Жуйков, заместитель председателя Верховного суда. - В Конституции сказано о несменяемости судей. Можно, конечно, заниматься казуистикой и говорить, что несменяемость можно установить в пределах какого-то срока, например 12 лет, но тогда ее можно установить и в пределах 12 месяцев. В таком виде эта норма теряет всякий смысл". Получить комментарий в Главном правовом управлении президента, разрабатывавшем закон, "Ведомостям" не удалось.