СТРАТЕГИЯ: Драка за голоса


Участники очередного саммита Европейского союза, запланированного на 7 декабря, призваны разрешить одну из наиболее острых проблем, связанных с расширением: создание новой системы распределения голосов в совете министров ЕС.

На этой неделе в Ницце лидерам стран ЕС предстоит схватка за власть, в которой решится, сколько голосов достанется их странам в новом, разросшемся союзе. Готовясь к принятию 13 новых членов, представители органов ЕС и 15 входящих в него государств на протяжении нескольких месяцев пытаются вывести новую формулу справедливого участия всех членов разросшейся европейской семьи в процессе принятия решений и формирования политики.

Планируется, что участники саммита попытаются расширить круг вопросов, решение которых не требует единогласного одобрения. В таких случая предлагается принимать решения квалифицированным большинством голосов. Впрочем, по мнению аналитиков, наиболее ожесточенные споры разгорятся по двум основным вопросам, которые определяют положение каждой из стран-участниц внутри союза. Первый - какую форму примет обновленная Европейская комиссия, и второй - каким образом перераспределить голоса в совете министров. Любое изменение существующего положения предполагает, что кто-то из нынешних членов ЕС окажется в выигрыше, а кто-то, наоборот, проиграет.

После громких дебатов, разгоревшихся на предыдущем саммите в середине октября в Биаррице по вопросу о новом составе Еврокомиссии, обсуждение вопроса о перераспределении голосов может вызвать ожесточенные споры и на встрече в Ницце. В Биаррице неожиданное сопротивление вызвало предложение президента Франции Жака Ширака сократить размеры Еврокомиссии, чтобы число представителей было меньше числа стран. Однако лидеры 10 входящих в ЕС малых государств в отличие от лидеров ведущей "пятерки" - Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании - разъехались с саммита в твердом убеждении, что каждая из их стран должна иметь в Еврокомиссии по представителю.

С тех пор в ходе обсуждения этой проблемы некоторые малые государства, и в первую очередь Нидерланды, согласились на следующую формулу: каждое государство - член ЕС будет иметь в ЕК по одному представителю до тех пор, пока количество входящих в ЕС стран не увеличится до такой степени, что этот принцип окажется нецелесообразным.

Что же касается перераспределения голосов в совете министров, необходимость этого шага не вызывает разногласий. Это надо сделать для сохранения принципов демократии в процедуре принятия решений после того, как в союз вступит большое количество государств с небольшой численностью населения. Иначе после принятия новых членов квалифицированное большинство в совете министров фактически будет представлять интересы менее 50% населения ЕС - при том, что сейчас оно представляет 57%, а в 1957 г., когда был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, квалифицированное большинство представляло интересы 70% населения входивших в сообщество стран.

По общему согласию квалифицированное большинство, которое будет играть ключевую роль в процессе принятия будущих решений, должно представлять интересы по меньшей мере 50% населения ЕС и половины стран, входящих в союз. Крупные страны должны отказаться от второго представителя в ЕК в обмен на получение дополнительных голосов в совете министров.

Таким образом, странам ЕС следует создать новую систему распределения голосов с учетом всех этих принципов, которая требовала бы минимальных модификаций по мере расширения ЕС и отвечала бы запросам некоторых государств - членов ЕС, стремящихся играть большую роль в процессе принятия решений.

Сейчас противоречия не ограничиваются простым противостоянием крупных и малых государств. Станет ли Германия требовать себе дополнительные голоса, так как ее население составляет 82 млн, в то время как численность населения других стран "пятерки", таких, как Франция, Британия и Италия, не дотягивает до 60 млн? Что делать с Испанией, которая требует равенства со странами "пятерки", хотя ее население более чем в два раза меньше населения Германии (39 млн)? Как в таком случае вести себя с Польшей, население которой тоже составляет 39 млн? Не менее остро стоят вопросы, связанные с политикой в отношении малых государств. Может ли Бельгия с населением в 10 млн согласиться на меньшее количество голосов, чем Нидерланды, где численность населения на 50% больше - 15 млн? Каким образом сможет правительство ЕС дифференцировать в будущем мини-страны (Люксембург или Мальту с населением менее 500 000), очень малые страны, такие, как Эстония или Словения с населением менее 2 млн, и просто малые страны, такие, как Финляндия (5 млн)? (FT)