ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Президент матерей и отцов


Посвященная всенародному желанию просыпаться под музыку гимна бывшего Советского Союза пропагандистская кампания благополучно завершилась законопроектом о государственной символике: триколор, орел и музыка Александрова. На десерт к этому идеологическому винегрету предложены красное знамя для Вооруженных сил и Андреевский флаг для ВМФ; году этак в 1918-м те, кто под красным знаменем, благополучно потопили бы тех, кто под Андреевским. Но интересно в этом решении даже не причудливое сочетание имперских и коммунистических государственных символов в одном флаконе, а то, как объяснил выбор гимна президент Российской Федерации. Те, кто не согласен с предлагаемой мелодией - патриарх, интеллигенция, либералы, бывшие узники ГУЛАГа и прочее белогвардейское отребье, - оказывается, пытаются перечеркнуть отечественную историю, утверждают, что "наши матери и отцы прожили напрасно". А Владимир Владимирович не может, разумеется, согласиться с этим "ни умом, ни сердцем".

Этими своими словами Путин достаточно точно и ярко определил свое понимание истории России - и свою роль в ее будущем. Он прежде всего президент матерей и отцов, т. е. поколений, завершающих сегодня свою профессиональную деятельность и в силу возраста, и в силу изменившихся политических и экономических условий. Один из таких отцов уступил, между прочим, свое место Путину год назад. Но отцы тоже бывают разные: нередко они оказываются куда дальновиднее детей и преемников. "Патриотическая песнь" Глинки оказалась нейтральной мелодией, неспособной расколоть общество. Музыка Александрова, перелицованная в гимн СССР песня о ленинской партии, - идеологический документ совершенно конкретного содержания. Документ, хорошо известный поколению отцов и матерей, - и они недаром относятся к нему по-разному. Но далекий от поколения внуков и внучек. А ведь Путин - президент и этих молодых людей. Новую Россию созидать прежде всего им - и им выбирать следующих президентов этой страны.

Путин продемонстрировал, что недавнее прошлое для него куда важнее, чем ближайшее будущее. Конечно, общество не расколется из-за музыки Александрова - просто его мыслящая часть всегда будет стремиться избавиться от этого гимна. И заменит его при первой же возможности, при президенте Путине или после него. О дипломатических неловкостях я уж и не говорю. Ведь музыка Александрова никогда не была гимном России. Александровская мелодия написана для совершенно конкретного государства - Советского Союза, еще недавно она была гимном не только для русских. Россия, по сути, присваивает себе этот гимн, заодно напоминая соседям об изжитой модели взаимоотношений со "старшим братом"... Впрочем, среди соседей есть и горячие сторонники этой музыки: Александр Лукашенко в свое время добился того, чтобы она стала гимном российско-белорусского союза. Перед этим белорусский президент вернул согражданам советскую символику, также ссылаясь на то, что поколение матерей и отцов прожило не зря. Но и после возвращения старой символики белорусские матери и отцы продолжают, по сути, жить впустую. Что они оставят своим детям, кроме плохо отапливаемых квартир в "хрущевках", пустых сберкнижек и плацкарты до Москвы, где белорусская молодежь может рассчитывать на нелегальный, но все-таки заработок? Зато эта трудная жизнь, которую скорее можно назвать борьбой за выживание, проходит под красным знаменем и под величественные звуки старого гимна...