"Когда состарюсь, тоже так буду. .. "


Сценарист, актриса и светская красавица Рената Литвинова стала первым лауреатом только что учрежденной премии гильдии неигрового кино и телевидения "Лавровая ветвь". Награды удостоен ее режиссерский дебют - фильм "Нет смерти для меня". Это смонтированные и переплетенные между собой монологи Татьяны Окуневской, Лидии Смирновой, Татьяны Самойловой, Веры Васильевой, Нонны Мордюковой. Фильм был показан по РТР в юбилей Нонны Викторовны - примерно за неделю до вручения Литвиновой "Лавровой ветви".

- Как сложилось, что вы сняли картину о киноактрисах? - Меня давно эта тема интересует. Виталий Манский - мой товарищ и продюсер - предложил мне снять кино и дал возможность снимать, что я хочу. Я воспользовалась ситуацией. Сделала картину и собрала бесценный опыт, многое для себя поняла про карьеру, про жертву, про детей, про мужей, про старость. А еще - иначе я не познакомилась бы с Нонной Мордюковой.

- Она, конечно, лидирует в этом фильме.

- Она сама говорит, что нет ни одного фильма, где бы она сыграла такую роль. Я дала ей возможность быть какой она хочет. И она исполнила свою песню. Та же Окуневская не ожидала, что ее кто-то затмит, и, когда увидела материал, была очень недовольна. Получилось, что она - краска, которая оттеняет великую актрису Мордюкову.

- Вы тоже этого не ожидали? - Нонна Викторовна всегда была моей самой любимой актрисой. Но часто бывает: приближаешься к кумирам и они тебя разочаровывают. А здесь наоборот. Я поняла, что, может быть, главное качество режиссера - найти гения и не мешать ему. А ведь обычно режиссеры делают все, чтобы его убить. Чтобы и намека не осталось.

- Это ваш режиссерский дебют. Что еще вы узнали о режиссуре? - Второе, что я поняла о профессии режиссера, - это что нужно уметь потоками своей энергии заряжать все вокруг. Нельзя экономить себя, ты просто обязан тратить. Не зря же медики говорят, что профессия режиссера одна из самых вредоносных. У режиссеров самая короткая продолжительность жизни.

- А актрисы вас чему-то научили? - Я столкнулась с трудностями, которые для меня потом уже не будут проблемой. Например, работа со звездами. Работать с начинающими актерами совсем другое дело. Еще я поняла, что нельзя ничего сыграть, не любя и не страдая в жизни. Бывают исключения, конечно. Вот Окуневская - ни капли жертвенности. Счастливее женщины 87 лет я не видела. Она счастливее нас всех, вместе взятых, и всех нас переживет. Но если брать ее и Мордюкову, то мне интереснее Нонна Викторовна, с ее страдательностью, чем железная, как кровать, Татьяна Кирилловна.

- Как вы отбирали актрис? - Я их специально не подбирала. Просто многие отказались. Например, Лидия Вертинская сказала: "Я не актриса". А кто-то просто скончался на глазах.

- Как договаривались с вашими героинями? - Они же - фигуры, они мне говорили: "Как-как ваша фамилия? С какой вы студии? Какой канал? " Сначала я вообще подослала к ним своего помощника, дико светского молодого человека. Он трепался с ними по два часа, пересказывал с восторгом все перипетии разговоров. А потом они ему отказывали, причем бесповоротно. Так что я стала добиваться сама. Как только они меня не называли! За кого только не принимали! А они же звезды, они имеют право над тобой издеваться как угодно. Я, когда состарюсь, тоже так буду: не узнавать, прищуриваться, Анечку называть Галечкой...

- Но сейчас ведь они уже не звезды...

- Почему? Окуневскую сейчас снимают больше, чем в молодости. Она снимается в телесериале, у Митты мы с ней сыграли родственниц. Она мне, кстати, настоятельно не рекомендует сниматься в кино: "Вы не актриса, у вас пустые глаза". Она так долго в искусстве, что имеет право говорить все, что угодно. И никто мне этого не скажет, кроме нее. А я с ней согласна - я не актриса.

- Чем еще вас удивили эти женщины? - На удивление, все они оказались совершенно не мистичными, реалистками: никто не верил в предопределенность, в судьбу. Меня, например, эта тема очень интересует - а их нет. Никто не захотел на эту тему говорить. Вообще, я была в растерянности на период работы над картиной. Мне казалось, я суюсь туда, откуда нет пути.

- Фильм получился довольно безжалостным.

- Да вы что! Зал хохотал во время просмотра. Там только финал такой - и то я его смягчила. Когда я говорю в фильме, что меня интересуют последние годы их жизни, я имею в виду некое подведение итогов, а не то, что у них нет будущего. Эти женщины - очень жесткие люди, они бы не назвали мой взгляд безжалостным.

- Как проходили съемки? - Снималось все в моей квартире. Потому что, когда мы снимали в квартире у актрис, это страшно портило их состояние. Им было беспокойно. Так получалось, что фильм документальный, - а нужны костюмы, макияж. Так что многое делалось по дружбе.