В карантин на семь лет


БЕРЛИН, ЛОНДОН - Подготовка к расширению ЕС вошла в заключительную фазу, в связи с чем Германия поспешила выступить с новым законопроектом, регламентирующим миграцию рабочей силы. Если предложение немецкой стороны будет принято, рабочие из стран Центральной и Восточной Европы не будут иметь права приезжать на Запад в поисках работы в течение первых семи лет после вступления их страны в ЕС. Выступая перед рабочими в городе Вайдене, расположенном в Южной Баварии неподалеку от чешской границы, канцлер Германии Герхард Шредер изложил программу из пяти пунктов, призванную устранить беспокойство немцев перед перспективой присоединения к ЕС 12 стран, 10 из которых в недавнем прошлом были так называемыми странами народной демократии.

В Вайдене, на перекрестке торговых путей между Западной и Восточной Европой, впервые была озвучена официальная позиция германского правительства, стремящегося защитить свой рынок от притока дешевой рабочей силы с Востока.

"Многих из вас пугают результаты расширения границ ЕС, - заявил Шредер, обращаясь к аудитории в Вайдене. - Правительство Германии не оставит вас наедине с вашими страхами".

Восточная Европа осталась недовольна таким поворотом событий. "Наша позиция сводится к тому, что в момент вступления Польши в ЕС европейские рынки должны быть открыты для поляков", - заявил премьер-министр Польши Ежи Бузек.

Несмотря на то что заявление Шредера вызвало резкую критику со стороны правительств стран, рассчитывающих на присоединение к ЕС в 2003 г. (речь идет о Польше, Чехии, Венгрии, Словении, Эстонии и Кипре), сам факт начала обсуждения этого животрепещущего вопроса знаменует собой новый шаг в подготовке к принятию новых членов. До сих пор правительства стран ЕС отказывались даже затрагивать такие острые проблемы, как миграция рабочей силы, предоставление сельскохозяйственных субсидий и финансовой помощи новым членам ЕС.

Такая позиция правительств западных государств вызывала недовольство стран Центральной и Восточной Европы, ведущих переговоры о вступлении в ЕС с 1997 г. Однако сегодня, по завершении работы саммита в Ницце, страны ЕС готовы приступить к обсуждению наиболее болезненных вопросов, связанных с расширением на Восток.

Австрия высказалась в поддержку инициативы Германии по установлению переходного периода, в течение которого в отношении новых членов будут действовать некоторые ограничения. Испания, со своей стороны, высказалась против такой меры. Уместно вспомнить, что в 1986 г., когда в Европейский союз вошли Испания и Португалия, по отношению к ним тоже были выдвинуты подобные условия.

В отношении отдельных стран ограничения могут быть отменены ранее, чем через семь лет, сказал Шредер, при условии, что уровень жизни в этих странах существенно повысится, или в том случае, если приток рабочей силы с востока Европы поможет восполнить ее недостаток в западных странах. По его словам, страны, испытывающие потребность в специалистах, могут только выиграть от притока рабочей силы из-за рубежа.

Шредер отметил, что население Германии стареет, а рождаемость падает. Поэтому, подчеркнул он, германской экономике обязательно потребуются специалисты из-за рубежа, чтобы сохранить достигнутый уровень жизни и обеспечить финансирование действующей ныне системы социального обеспечения. Такая позиция Шредера нашла поддержку среди руководителей предприятий, озабоченных нехваткой рабочих рук в ключевых отраслях экономики.

Вместе с тем Шредер признал справедливой озабоченность немцев по поводу высокого уровня безработицы и потенциальной угрозы появления иммигрантов, согласных выполнять работу за более низкое вознаграждение.

Шредер также заявил, что намерен представить свой план на рассмотрение коллег по ЕС. В принципе, Германия поддерживает политику расширения ЕС. Опасения правительства вызывает лишь возможность появления в стране большого количества иммигрантов из граничащих с ней стран Восточной Европы, прежде всего Чехии и Польши. Настороженное отношение к иностранцам давно переросло в политическую проблему, особенно в восточных областях Германии, где уровень безработицы намного превышает средние показатели по стране. (WSJ, FT, 19. 12. 2000)