МЕЖДУ СТРОК: Приключения свободной прессы


Гонения на Владимира Гусинского и "Медиа-Мост", избиение корреспондента "Новой газеты" Олега Лурье, приостановление сомнительным решением Минпечати вещания сочинской "Макс-ТВ"...

Борьба за свободу слова на наших просторах - дело нелегкое. Пробовал - знаю. Помнится, однажды совсем уже решился присоединить свой голос к хору протестов против запугивания редактора газеты, оппозиционной мэру провинциального города (его избили у дома). Выяснилось, однако, что мужик занял кучу денег, потратил на баб, а долг не вернул. За это и пострадал.

На фоне непрерывного правозащитного шума уже практически невозможно отличить случаи государственного "беспредела" в чистом виде от ситуаций, где "беспредельничают" сами СМИ или где стороны "достойны" друг друга. Вот и ловишь себя на том, что в телерепортажах об избиении Олега Лурье внимание привлекают не только синяки и ссадины на лице репортера-расследователя, но и его "Ауди" представительского класса... Как тут присоединиться к призыву международных правозащитников: "Направляйте протесты президенту Путину, выражая убежденность, что этот инцидент прямо связан с профессиональной деятельностью "Новой газеты" и ее журналистов".

Не очень помогают разобраться что к чему и газеты, даже любимые. Вот главные редакторы изданий "Медиа-Моста" пишут испанским властям: "Единственным мотивом продолжающихся уже почти два года преследований г-на Гусинского со стороны карательных органов российского государства является не что иное, как профессиональная деятельность журналистов, работающих в наших изданиях". Единственным ли? "Ведомости", напротив, в репортерских и редакционных материалах (19. 12. 2000) толково объясняют претензии налоговой инспекции ЦАО к "Медиа-Мосту" желанием столичных властей вернуть хоть что-то из долгов пошедшей по рукам медиа-империи... И что, никакой политики? Увы, не один я такой агностик (иные скажут - циник). "Московские новости" (19 - 25. 12. 2000) приводят данные опроса, проведенного РОМИР: "Лишь 5% москвичей уверены: охота на Владимира Гусинского связана с ограничением свободы слова". Для 28% это обычное уголовное дело, почти столько же видит здесь борьбу с олигархами. Дожили! Даже москвичи больше не толкуют сомнения в пользу прессы...

"На этом этапе мы не хотим делать никаких заявлений, никаких рекламных или пиаровских ходов. Ни в пользу прокуратуры, ни в пользу Гусинского. Мы хотим на самом деле разобраться... " - это слова руководителя ИМПЭКСБАНКа Олега Киселева из беседы с главным редактором "МН". Киселев - член группы Российского союза промышленников и предпринимателей, делегированных для встречи с генпрокурором. Требовать фактов, а не истерически выкрикивать мнения - вот лучший рецепт защиты свободы слова в России. Если этим не хочет заниматься пресса, пусть хоть предприниматели займутся.

Закончу словами из редакционного комментария в Financial Times (20. 12. 2000): "Для российской журналистики установление новых стандартов - дело более важное в долгосрочной перспективе, чем даже судьба двух крупнейших медиа-холдингов страны. Последнее станет проверкой для Путина, первое - для всех тех, кто владеет российскими СМИ и работает в них".

Автор - главный редактор журнала о СМИ "СРЕDА"