ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Чумовой губернатор


В России начинается процесс расслоения губернаторов по их, так сказать, политическому происхождению. Раньше как было: что ни губернатор, то бывший партийный или советский работник. То ли вовремя переметнувшийся к демократам, то ли вовремя отшатнувшийся от них. Потом, ради разнообразия, в региональную власть начали хождение боевые генералы. Кстати, почти все неудачно. Лет через пять и поверить трудно будет, что генерал Руцкой когда-то был вице-президентом и поднимал мятеж против президента, а генерал Лебедь всерьез претендовал на высший пост в государстве. Генерал Аушев не в счет: Ингушетией должен управлять самый крутой ингуш - Аушев и оказался самым крутым.

Избрание чукотским губернатором Романа Абрамовича - не только счастье для интеллигентского фольклора. Разумеется, любителям раскладывать нашу жизнь на анекдоты и мифологемы приятно сознавать, что два главных мифологических народа этой страны слились в экстазе и чукчами теперь будет командовать еврей. Но за новым хозяином обитателей чукотских чумов - за новым чумовым губернатором - прячется, черт возьми, тенденция. На области садятся новые "менеджеры", и даже старым губернаторам предстоит вести себя по-новому.

Абрамович, говорят, собирается управлять Чукоткой из Москвы. С моральной точки зрения это, может быть, не очень хорошо, с функциональной - вполне возможно. На Чукотке можно заработать большие деньги, и в этом смысле опыт хождения во власть миллионера Абрамовича может оказаться куда удачнее, чем президентство в Калмыкии другого юного олигарха - Кирсана Илюмжинова. Вообще, если еще каких-нибудь полтора года назад доблестью губернатора считалось выбивать как можно больше денег из центра, не ссориться с Москвой и при этом быть полноценным феодалом, теперь в чести классическое наместничество. То есть феодалом может стать только тот губернатор, который по договоренности с Кремлем получит регион на откуп. Абрамович скорее всего получит. Но парадигма поменялась: раньше губернатор был сначала феодалом, а уже потом вассалом верховной власти, теперь - ровно наоборот. Россия до сих пор не была федерацией прежде всего потому, что верховная власть не смогла федерализировать денежные потоки в стране. Новые губернаторы, собственно, для того и избираются, чтобы обеспечить правильное направление движения денег в государстве - сверху вниз, а не снизу вверх. Если эта задача будет выполнена, считайте, что реформа вертикали власти в стране удалась.

При новых функциях губернаторов, кстати, не так уж важно, откуда они управляют регионом. Они теперь уж точно не завхозы, хотя многие (например, новоявленный ульяновский генерал-губернатор Владимир Шаманов) будут стараться позиционировать себя именно как надзиратели, как околоточные, следящие за порядком на вверенной им территории. Новый российский порядок будет основан на финансовом подчинении регионов центру, в противном случае нового порядка не будет вовсе.

На Чукотке народу мало, Канада близко, свое начальство далеко. Так что здесь вполне можно испытать новую технологию власти. Полигон реформ, однако.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"