СТРАТЕГИЯ: Формула успеха


Лидеры стран Европейского союза, которые ступят на шведскую землю в первой половине следующего года, когда страна будет председательствовать в ЕС, обнаружат, что Швеция после присоединения к Евросоюзу в 1995 г. изменилась до неузнаваемости. Всего пять лет назад Швеция с огромным трудом выбиралась из глубокой рецессии, государственные финансы находились в плачевном состоянии, а модель социального обеспечения с высокими налогами и щедрыми пособиями и льготами, казалось, была обречена. Жесткие меры, реализованные правительством социал-демократов (в значительной степени в ущерб их популярности), переломили ситуацию. ВВП в этом году вырастет на 4%. Безработица сократилась до 4,5%, а инфляция не превышает 1,5%. Бюджетный профицит составит в 2000 г. 3% ВВП (тогда как в 1993 г. дефицит составлял 12%), положительное сальдо текущего платежного баланса - $5,8 млрд. По словам министра финансов Босса Рингхольма, приток средств в государственную казну позволит в следующем году сократить госдолг и налоги и несколько увеличить расходы на соцобеспечение. Проведенная в 1990-х гг. реструктуризация экспортного сектора, ключевыми отраслями которого являются машиностроительная и деревообрабатывающая, позволила повысить эффективность экспортных компаний, которые в значительной мере (наряду со слабостью шведской кроны) способствовали ускорению экономического развития в последние годы. Однако основной движущей силой экономики стало развитие сектора информационных технологий. Эксперты и правительственные чиновники говорят, что экономическая ситуация в Швеции похожа на ситуацию в США: быстрый рост при низкой инфляции. "Новые технологии повышают производительность труда, сдерживая инфляцию. Это создает хорошие условия для длительного цикла экономического развития", - говорит премьер-министр Йоран Перссон. В многочисленных исследованиях отмечается превосходство Швеции в области информационных технологий; Merrill Lynch поставила Швецию на 1-е место среди лидеров "новой экономики". По данным Европейской комиссии, Швеция и Финляндия обогнали другие страны ЕС, а также США по числу заявок на патенты на высокотехнологическое оборудование. Кроме того, эти страны занимают ведущие места в мире по такому показателю, как отношение затрат на научные исследования и опытные разработки к ВВП, число мобильных телефонов и персональных компьютеров на душу населения, количество пользователей Интернета. Новой быстро развивающейся областью в секторе высоких технологий становится сейчас в Швеции мобильный Интернет: многие уверены, что в ближайшие несколько лет именно мобильный телефон, а не персональный компьютер станет основным средством доступа в Сеть. Социал-демократы утверждают, что экономические успехи страны доказывают эффективность шведской модели. "Швеция успешно развивается не вопреки системе социального обеспечения, а благодаря ей", - говорит Перссон. Он утверждает, что быстрый экономический рост будет продолжаться еще как минимум пять лет. "Развитие технологий в мире будет оказывать благоприятное воздействие на экономику Швеции", - считает и Клас Эклунд, ведущий экономист Skandinaviska Enskilda Banken, одного из крупнейших банков страны. Впрочем, отмечает Эклунд, для обеспечения стабильного экономического роста необходимы реформы в социальной и налоговой сферах. Критики правительства утверждают, что старая шведская социально-экономическая система никуда не делась и еще проявит себя, как только существенно замедлится экономическое развитие. В Швеции самые высокие налоги среди развитых стран мира. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, налоговое бремя в стране составляет 52,1% ВВП, тогда как средний показатель в странах ОЭСР - 37%. Столь высокие налоги могут поставить под угрозу конкурентоспособность Швеции на мировой арене: компании будут переводить операции в страны с более благоприятным налоговым режимом (как уже поступила Ericsson), а богатые граждане - переводить средства в финансовые институты других стран. В благоприятные с экономической точки зрения времена высокие налоги способствуют притоку значительных поступлений в бюджет, тогда как социальные субсидии сокращаются. Однако при замедлении темпов экономического роста, тем более в период рецессии, налоговые поступления резко сокращаются, а расходы на социальные нужды возрастают. Между тем замедление экономического развития уже налицо. Настоящую проверку политика правительства пройдет, когда выяснится, позволит ли нынешняя модель успешнее пережить замедление роста, чем в предыдущие кризисные годы. По мнению экономистов, испытывать эту модель на прочность придется уже через несколько лет. (FT, 4. 12. 2000)