ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Deja vu


Слушаешь вчерашнее выступление премьера Касьянова - и ловишь себя на желании вызвать психиатрическую неотложку. Только непонятно к кому - к себе или в Белый дом. "В I квартале текущего года правительство подготовит проект программы развития экономики страны на период до 2015 г. ", - сказал Касьянов. А что, позвольте спросить, делал полгода Центр стратегических разработок имени Германа Грефа с декабря по май и что правительство Касьянова - после длительных дебатов и в Думе, и в правительстве - приняло как правительственную стратегическую программу развития экономики страны? Зачем это, интересно, начинать все сначала? Я не знаю, как мальчики, но точно знаю, что девочки, лет примерно с пятнадцати (и до бесконечности), сразу же после Нового года начинают новую жизнь: обещают себе больше никогда не есть сладкого, начать откладывать деньги на колготки (на черный день, на ремонт, на машину), не влюбляться в соседа Васю или начальника Билла, не пить больше двух порций спиртного за ужином, заняться спортом и прочитать в конце концов собрание сочинений Ф. Ницше. Мальчики, лет примерно с сорока, очевидно для окружающих начинают жизнь с чистого листа, попав в правительство: они начинают писать новые программы (начисто позабыв о существовании старых), они начинают реформы ЖКХ, пенсионную реформу и что-то в области укрепления вертикали власти, как сейчас принято говорить. Борются с коррупцией, бюрократией, решительно проводят "работу по реформе естественных монополий", что вчера обещал сделать Касьянов, а также принимают "экономические и социальные меры, стимулирующие увеличение рождаемости" - цитата из того же оратора. Кроме того, новое правительство непременно начинает "инвентаризацию текущих активов и пассивов государства", что вчера опять же было обещано премьером. Потом проходит время, блеск в глазах высших чиновников угасает, виднейшие члены правительства начинают работу над поучительными брошюрами и мемуарами и (или) меняют жен. Потом состав правительства кардинально меняется и все начинается снова - и со стратегическими и среднесрочными программами, и с реформой ЖКХ и пенсий, и с естественными монополиями, и, само собой, с рождаемостью.

Но что случилось с правительством Касьянова, у которого вроде бы нет сейчас очевидных причин начинать жизнь с чистого листа и пересказывать очередную главу из известного русского сказания про белого бычка, непонятно. Тем более что Касьянов сам сказал (никто его за язык не тянул), что он "положительно оценивает итоги работы правительства в минувшем году". Далее последовал впечатляющий рапорт о невиданных успехах, в особенности финансовых. Как это сочетается с его же фразой о том, что Россия не сможет полностью осуществлять платежи Парижскому клубу, поскольку "не может подвергнуть риску социальную стабильность в стране", - загадка. При этом "резервы ЦБ достигли уровня, который подтверждает стабильность государства".

Да ничего это не подтверждает. Это подтверждает только то, что "лидером пингвинов может быть только дятел", как выразился Сергей Мостовщиков в журнале "Эксперт". Отнюдь не заемщик, тем более неплатежеспособный, вправе решать - наступил у него технический дефолт или нет, находится он в состоянии переговоров с кредиторами или нет.

Впрочем, мы тоже все это уже проходили. Нам уже говорили, что дефолт - это не дефолт, а девальвация, ее не будет. Сейчас это уже deja vu. Однако правительство сохраняет оптимизм.

Многие стали пессимистами, кредитуя оптимистов.