ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Берингова суша


Неподражаемой Коко Шанель принадлежит фраза: "Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает". Стиль 40-х, которым так увлекалась модная публика в прошлом сезоне, уже не актуален. Россия обычно чуть-чуть от мировой моды отстает. У нас по-прежнему в моде ретро 40-х. Сначала - фраза Путина на инаугурации "Одна Родина, один народ, одно будущее" (это чуть перефразированный Геббельс: "Одна страна, один народ, один фюрер"). Потом - советский гимн, написанный в 1943 г., а вот сейчас - тоннели. Проекты прокладок тоннелей под Беринговым проливом и между Сахалином и материком разрабатывались еще во время войны - строительство сахалинского тоннеля было начато в 1946 г. по личному приказу Сталина. Предполагалось, что это будет дорога будущего - для счастливых потомков, живущих при коммунизме в XXI в. После смерти вождя народов заключенных, как известно, отчасти распустили по домам, и строительство прекратилось. Но счастливые потомки ничего не забыли. МПС выделило 29 млн руб. на составление ТЭО проекта строительства тоннельно-мостового перехода между материком и Сахалином. Строительство начнется во второй половине этого года. А вчера группа разработчиков проекта другого тоннеля, под Беринговым проливом, поздравила с инаугурацией губернатора Чукотки Абрамовича и заявила, что "в инженерном и экономическом отношении этот проект у специалистов уже не вызывает сомнений". Как оказалось, исследования по вопросу тоннеля ведутся уже восемь лет "специалистами России, США, Канады, Великобритании и Франции". Готовится некое межправительственное соглашение России, США и Канады. По оценкам разработчиков, транзитный грузопоток Северная Америка - ЮВА будет достигать 40 - 50 млн т в год, а по направлению Япония - Европа - 15 - 20 млн т в год. Стоимость первого проекта оценивается в $50 - 60 млрд (что превосходит общую сумму долга России Парижскому клубу), а второго - всего-то в $10 - 15 млрд.

Недели две назад казалось, что о тоннелях уже все сказано и все всем понятно. Тоннели наверняка очень нужны, но хорошо бы где-нибудь взять денег на поддержание штанов и отопление Приморья. Поверить сейчас в то, что крупные иностранные инвесторы с какого-то перепугу табуном кинутся инвестировать деньги в страну, которая уже полтора раза отказалась платить по долгам, довольно затруднительно. А тем более американские инвесторы, которым младший Буш насчет России все доходчиво разъяснил. Впрочем, тоннель все-таки при желании можно построить - только тогда по справедливости надо бы назвать его по крайней мере именем памяти Павки Корчагина. А в худшем случае - прости господи - имени Александра Солженицына. А то в Бутырке, говорят, все уже переполнено - свежий северный воздух может отлично перевоспитать финансовых менеджеров из подозрительных телеканалов. Напомню, кстати, что тоннель Чукотка - Аляска - это продолжение "верхнего пути" (железнодорожного), так и не построенного тоже Сталиным (Салехард - Дудинка). Кстати, мы никак не можем достроить магистраль даже до Якутска, а от Якутска до Чукотки еще 1000 км.

Академик Окладников, сибирский археолог, доказал, что Берингова суша на месте одноименного пролива исчезла относительно недавно. Уж если так хочется, пусть Абрамович на свои деньги восстановит сушу и гуляет по ней с зонтиком. Все равно и на российской, и на американской стороне необходимые подъезды к проливу отсутствуют полностью.