Бриллианты любят тишину


De Beers и LVMH пошли на беспрецедентный шаг, решив создать совместное предприятие. Союз между крупнейшей в мире компанией по торговле эксклюзивными товарами и самым крупным в мире производителем и торговцем необработанными алмазами может потеснить известные имена и смести с рынка мелкие ювелирные компании, не имеющие своих бриллиантовых брэндов.

Лидеры ювелирного рынка Tiffany, Cartier и Bulgari пока занимают выжидательную позицию. С одной стороны, возникновение нового мощного конкурента, каким обещает стать сеть ювелирных магазинов, создаваемая объединенными усилиями De Beers и LVMH, должно встряхнуть задремавший сектор и оживить весь ювелирный рынок. С другой - перспектива появления нового соперника не приводит в восторг ювелиров ни на Вандомской площади Парижа, ни на Пятой авеню в Нью-Йорке.

На данный момент рынок ювелирных изделий не слишком монополизирован. По оценкам аналитиков, Tiffany и Cartier делят между собой около 30% рынка эксклюзивных ювелирных изделий из бриллиантов. На долю третьей по значимости ювелирной компании Bulgari приходится только 4%.

Торговля эксклюзивными бриллиантовыми изделиями составляет 10% всего рынка ювелирных изделий из бриллиантов, общий объем которого оценивается в $60 млрд. Более половины эксклюзивного сектора представляют ювелирные изделия небольших компаний, не имеющих своих брэндов.

Считается, что компании, работающие в этом секторе, тратят на маркетинг лишь 1% от объема продаж - в 10 раз меньше, чем расходуется в других секторах рынка эксклюзивных товаров. Увеличение расходов на рекламу и продвижение брэндов могло бы ускорить рост "тихого" сектора.

Пока у нового совместного предприятия De Beers и LVMH нет своего названия. Ясно, впрочем, что бриллианты будут продаваться под маркой De Beers, которая с недавних пор сделала ставку на продвижение своего имени как бриллиантового брэнда. De Beers, которой принадлежит около двух третей мировой торговли необработанными алмазами, утверждает, что крайне заинтересована в росте рынка.

"На мой взгляд, - говорит Анн-Катрин Гальтик, аналитик из Schroder Salomon Smith Barney, - пройдет немало времени, прежде чем De Beers и LVMH сумеют отвоевать более-менее значительный сектор рынка. Bulgari, которой принадлежит 130 ювелирных магазинов, контролирует лишь 4% эксклюзивного сектора рынка изделий из бриллиантов. А De Beers и LVMH планируют в ближайшие два года открыть всего четыре или пять магазинов".

Генеральный директор Bulgari Франческо Трапани тоже склонен полагать, что в ближайшие годы появление новых магазинов мало скажется на состоянии рынка. Итак, основные конкуренты не в восторге, а мелкие ювелирные компании и вовсе предаются унынию. Мода на брэнды не сулит им ничего хорошего. Аналитики полагают, что их ждет или поглощение, или банкротство.

"Раньше имя ювелира можно было определить по стилю работы и манере огранки камня. Теперь публику больше интересуют брэнды, - говорит Николь Лебо, директор ювелирного магазина Alexandre Reza на Вандомской площади в Париже. - К нам часто заходят покупатели, которые восхищаются нашими изделиями, а потом уходят, узнав, что ошиблись дверью и магазин Cartier находится по соседству". (FT, 30. 01. 2001)