Старые истины


Станет ли Америка новой Японией (в экономическом смысле)? Нет, конечно. Да, акции американских высокотехнологичных компаний были переоценены. Однако в отличие от Японии в США здоровая банковская система, гибкие рынки труда и товаров. Бум на рынке недвижимости не достиг тех масштабов, что привели к обвалу в Японии в конце 1980-х гг. Перекрестное владение акциями, пробившее гигантские бреши в балансе японских компаний, не характерно для корпоративной Америки. В США невозможна дефляция, подобная японской.

Или возможна? Хотя у американской экономики мало шансов заболеть "японской болезнью", ее недуг может оказаться не менее грозным. Немногие признают такую возможность, но здесь-то и таится опасность. Большинство американцев уверены, что падение NASDAQ является исключительно проблемой финансового рынка, нанесшей незначительный ущерб реальной экономике и финансовой системе в целом.

Вряд ли. В реальной экономике "пузырю" NASDAQ соответствует невероятный рост расходов на информационные технологии. Среднегодовой объем инвестиций в IT составлял во второй половине 1990-х гг. 13% от общего объема инвестиций, а в 2000 г. резко вырос до 23%. Каждое новое творение из области высоких технологий слепо принимается бизнес-сообществом.

Мания создавать интернет-компании - лишь пена на волне мощного потока новых IT-продуктов, приведшего к избытку IT-мощностей в телекоммуникационном секторе, медиа-компаниях, работающих в Интернете, и интернет-провайдерах. Но к сожалению, дело зашло слишком далеко. Масштабы избыточных инвестиций сопоставимы с теми, что имели место в "старой экономике", когда капиталовложения достигали пика. В III квартале 2000 г. инвестиции в основной капитал выросли до рекордного показателя - 13,9% от ВВП. И, как в прошлом рецессия приводила к сокращению избыточных мощностей в индустриальной экономике, нынешний спад может привести к их сокращению в "новой экономике".

История учит нас, что любой избыток в реальной экономике отражается и в финансовой системе. Среднегодовой объем инвестиций венчурного капитала в 1999 и 2000 гг. достиг $65 млрд, что более чем вдвое превышает предыдущий рекорд - $29 млрд в 1998 г. Стоимость обращающихся высокодоходных облигаций телекоммуникационных компаний достигла в конце 1999 г. $80 млрд - вдвое больше, чем двумя годами ранее. Объем выпуска облигаций с инвестиционным рейтингом в телекоммуникационном секторе вырос в 2000 г. на 85% по сравнению с 1998 г., составив $155 млрд. Возникает естественный вопрос: что станет с этим огромным объемом долговых обязательств, когда обеспечивающие их активы - технологическое оборудование в реальной экономике - начнут сокращаться? Отрицательные последствия этой ситуации в конце концов скажутся и на фондовом рынке. И если рост цен на акции за счет увеличения благосостояния американцев способствовал в последние пять лет росту потребительского спроса на 1 процентный пункт в год, то теперь людям придется снова откладывать часть зарплаты на покупки. Это может существенно подорвать потребительский спрос в ближайшие годы. Ничего этого не было в евангелии от "новой экономики". Япония, считавшаяся новым лидером мировой экономики в конце 1980-х, тоже не предполагала оказаться в экономическом забвении. И когда мы стоим на пороге первой рецессии века информационных технологий, не стоит забывать уроков Японии. (FT, 1. 02. 2001) Автор - ведущий экономист Morgan Stanley Dean Witter