Интеллигентный диктатор


С точки зрения противников глобализации, именно этот человек является главным представителем ненавистного всемирного капитала. По отзывам коллег, это образованный человек, комфортно чувствующий себя в компании самых могущественных представителей мирового сообщества. Девятый президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон оказался на этом посту в 1995 г. во многом благодаря обширным связям в руководстве демократической партии США. Но любовь к демократам не помешала ему сохранить полезные знакомства и в республиканской партии. В беседах с коллегами Вулфенсон любит вспоминать, как он принимал у себя на ранчо в штате Вайоминг самого Дика Чейни, нынешнего вице-президента США. "У Вулфенсона колоссальные связи", - говорит один из бывших сотрудников ВБ. Впрочем, на прошлой неделе обходительный Вулфенсон предстал перед всеми с совершенно неожиданной стороны: в газеты попала электронная переписка, затеянная президентом ВБ со своими подчиненными. Коллеги Вулфенсона убеждены, что из-за характерной для него жесткой и нетерпимой манеры руководства в банке сложилась атмосфера страха и нездоровой конкуренции. "Он не выносит ни малейшей критики в свой адрес, ни малейшего несогласия с его позицией, - пишут сотрудники ближневосточного и североафриканского отделений банка. - При этом ему совершенно все равно, кто его критикует - совет директоров, менеджеры или рядовые сотрудники. Все менеджеры живут в непрестанном страхе. Многие из них уже уяснили, что лучше с ним соглашаться. Он не имеет представления о реальном положении вещей и оказался полностью отрезанным от жизни". С небес на землю Вулфенсона, как это часто бывает, заставили опуститься собственные благие намерения. Вернувшись из командировки в Индию, на совещании с руководством банка он посетовал, что обнаружил разительный контраст между позитивными отзывами о банке, которые он слышал во время поездки, и напряженной обстановкой, в которую окунулся по возвращении.

Затем Вулфенсон разослал по электронной почте письмо к 8000 своих подчиненных. В нем он высказал неудовольствие по поводу гнетущей атмосферы в банке и пригласил их высказаться по этому поводу. В ответ по корпоративной почте на президента полились потоки наболевшего: оказывается, для подчиненных наблюдения Вулфенсона совсем не новость. По мнению многих сотрудников, моральный климат в организации крайне неблагоприятен. Более того, именно президента, в прошлом году переизбранного на второй пятилетний срок, большинство сотрудников считает источником нездоровых настроений.

"Атмосфера страха, которая царит сейчас в банке, стала закономерным итогом работы менеджеров и сотрудников с господином Вулфенсоном", - говорится в письме работников одного из департаментов банка.

До сих пор трения, существовавшие между Вулфенсоном и его подчиненными, особого внимания не привлекали. Однако в последнее время Всемирный банк, равно как и Международный валютный фонд, все чаще становятся объектами критики со стороны целого ряда политиков и участников антиглобализационных движений. Они обвиняют ВБ и МВФ в непрозрачности и навязывании собственных ценностей странам с развивающейся экономикой.

Менее всего склонные к односторонним оценкам, коллеги Вулфенсона признают его бесспорные заслуги в формировании благоприятного имиджа ВБ, однако ставят ему в вину чрезмерное увлечение политической модой. За время его руководства к прежним интересам ВБ добавились новые: борьба с коррупцией, религия, культура и Интернет. Со времен своего создания в начале 1940-х гг. банк всегда страдал отсутствием четких приоритетов, считают противники Вулфенсона, однако сейчас, говорят они, дела обстоят как никогда плохо. С другой стороны, по мнению старейших работников банка, Вулфенсон - самый динамичный и умный руководитель ВБ со времен Роберта Макнамары, перестроившего всю деятельность этой организации в 60-е гг. Вулфенсон поставил себе такую же цель 30 лет спустя. В чем-то он преуспел. С 1995 г. полностью обновились руководство банка и 20% рядовых сотрудников. Впрочем, кое-какие пережитки сохранились: работник банка по-прежнему получает денежное вознаграждение, если ему удалось реализовать проект с выделением кредита, при этом мало кого волнуют последствия такой акции для страны, которой этот кредит предназначается. Несмотря на советы коллег, Вулфенсон упорно не желает ввести в банке должность директора по текущей деятельности, опасаясь конкуренции в управлении банком. Это, по мнению одного из бывших работников ВБ, свидетельствует об отсутствии у нынешнего руководителя элементарной уверенности в себе. Такой вывод выглядит несколько неожиданным, если учесть огромный опыт и блестящую карьеру Вулфенсона, предшествовавшую его назначению. "Я не понимаю, как такой одаренный и заслуженный человек, как Вулфенсон, может быть в то же время таким неуверенным в себе! " - говорит один из сотрудников банка. Джеймс Вулфенсон родился в Австралии в 1933 г. Молодость нынешнего президента ВБ выглядит достаточно героической: служил офицером в ВВС Австралии, окончил два университета - Сиднейский и Гарвардский, в 1956 г. вошел в олимпийскую сборную Австралии по фехтованию, а в 1958 г. возглавил австралийскую сборную на чемпионате мира. Получив в Гарварде диплом МВА, работал сначала адвокатом, а затем инвестиционным банкиром. В 1970-е гг. он сыграл ключевую роль в предоставлении "спасительных" кредитов концерну Chrysler. Проработав в Нью-Йорке в качестве партнера в Salomon Brothers, а также заместителем председателя совета директоров в лондонском отделении Schroders, в 1981 г. Вулфенсон основал собственный инвестиционный банк James D. Wolfenson. В июне 2000 г. его вторично избрали на пост президента Всемирного банка. Сейчас Вулфенсон - гражданин США. Женат, отец троих детей. Страстный любитель изобразительного искусства. Играет на виолончели. За свой вклад в развитие искусства получил от королевы Елизаветы II почетное рыцарское звание. (FT, 3. 02. 2001)