"Иркутскэнерго" поделили


Федеральная собственность вчера существенно пополнилась за счет 40% акций компании "Иркутскэнерго", годовой оборот которой составляет свыше $1 млрд. Но по-настоящему управлять "Иркутскэнерго" московские чиновники все равно не смогут - право голоса по этим акциям Высший арбитражный суд поделил между москвичами и иркутянами.

Спор о том, кому на самом деле принадлежит госпакет акций независимого "Иркутскэнерго" - Минимуществу или администрации Иркутской области, - идет уже несколько лет. Эта компания в отличие от большинства энергосистем не вошла в состав РАО "ЕЭС России". В 1996 г. иркутский губернатор Юрий Ножиков и президент Борис Ельцин подписали договор о разграничении полномочий, по которому 49% -ный госпакет акций "Иркутскэнерго" признавался "совместной собственностью". В договоре не указывалось, как их поделить, и реально всеми акциями распоряжались областные власти. Лишь около года назад Минимущество начало добиваться возврата оставшегося госпакета акций компании (40%) в федеральную собственность через Высший арбитражный суд. С лета 2000 г. спорный пакет находился под арестом, а осенью из-за неопределенности с этими акциями был наложен запрет на проведение собраний акционеров "Иркутскэнерго". За это время акционерами энергокомпании успели стать две крупные металлургические корпорации - "Русский алюминий" (более 20% акций) и "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" ("СУАЛ", более 10% акций), а бессменный руководитель компании Виктор Боровский оставил директорское кресло ради поста главы законодательного собрания Иркутской области.

Вчера суд наконец назвал владельца этого пакета. Все 40% акций были признаны федеральной собственностью. Однако одновременно суд подсластил пилюлю иркутским властям, постановив, что 15,49% акций "Иркутскэнерго" останутся в управлении Иркутской области. Как пояснил "Ведомостям" представитель суда, эти акции нельзя продавать, закладывать и передавать третьим лицам, однако по ним можно голосовать на собрании акционеров. То есть Минимущество, которому останется 24,5% акций, даже не получило блокирующего пакета голосов.

Представители суда не объяснили, почему поделили акции именно в такой пропорции. "Мотивировочная часть будет готова только 8 февраля, тогда мы все и расскажем", - сказал один из судей ВАС после того, как рассмотрение дела закончилось. Чиновники Минимущества вчера были в затруднении: они не могли понять, на чью же сторону на самом деле встал суд. "Разумеется, мы приветствуем передачу акций в федеральную собственность. Но с процедурой голосования этими акциями нам еще не все ясно. Хотелось бы поскорей взглянуть на определение суда", - сказал "Ведомостям" сотрудник министерства. Другие крупные акционеры "Иркутскэнерго" тоже не спешат комментировать решение суда. "Прежде чем что-то говорить, нам надо понять, кто и каким пакетом будет голосовать. Для этого нам надо увидеть судебное решение", - сказал "Ведомостям" представитель "Русского алюминия".

По мнению экспертов, как только расклад сил между владельцами акций "Иркутскэнерго" будет ясен, они начнут формировать альянсы перед возможным собранием акционеров компании. "Либо на внеочередном, либо на годовом собрании придется избирать гендиректора "Иркутскэнерго", - говорит чиновник Минимущества. Кроме того, поскольку собрания акционеров были запрещены, ни "СУАЛ", ни "Русал" не имели возможности провести своих представителей в совет директоров "Иркутскэнерго", хотя представители обеих компаний заявляли о таких намерениях. "Если обладминистрация действительно сможет голосовать 15,5% акций в полном объеме, на собрании акционеров "Иркутскэнерго" возможны любые альянсы, - объясняет член совета директоров "Иркутскэнерго" Василий Бойко. - Например, "Русал" или "СУАЛ" смогут объединиться с иркутской администрацией, менеджмент - с Минимуществом и т. д. Словом, возможны любые варианты".