Прощай, независимый ЦБ


Завтра представители правительства и Госдумы почти наверняка согласятся с Кремлем в том, что Центральный банк должен утратить часть своей независимости и превратиться в "федеральное государственное учреждение". Как сообщил источник "Ведомостей" в администрации президента, не исключено, что ЦБ придадут статус, "аналогичный АРКО, с необходимыми изменениями в Гражданском кодексе".

В сентябре Владимир Путин прислал в Госдуму заключение на принятые в первом чтении поправки в закон о ЦБ. Президент предложил считать "уставный капитал и иное имущество Банка России федеральной собственностью", в отношении которой он "пользуется правом оперативного управления", а сам ЦБ - "федеральным государственным учреждением, обладающим правами юридического лица". Еще в 1999 г. в письме Виктору Геращенко заместитель директора Второго европейского управления МВФ Хорхе Маркес-Руарте высказывал озабоченность "возможными последствиями определения Банка России как федерального государственного учреждения". По мнению международного чиновника, такая формулировка может ограничить "осуществление нормальной деятельности Центрального банка". В Банке России придерживаются той же точки зрения. Однако теперь президентское предложение, осуждаемое ЦБ и МВФ, будет претворяться в жизнь. Как сообщил кремлевский источник "Ведомостей", в прошлый четверг премьер Михаил Касьянов провел совещание с участием Александра Волошина и начальника Главного государственного правового управления (ГГПУ) Ларисы Брычевой. Было решено, что, поскольку на первый план выходят юридические вопросы статуса Центробанка, ГГПУ должно играть первую скрипку в рабочей группе, в рамках которой представители правительства, Кремля и Думы должны решить судьбу ЦБ. Именно ГГПУ готовило путинское заключение на поправки к закону о ЦБ.

Источник, близкий к Минфину, подтвердил "Ведомостям", что представители правительства в рабочей группе будут поддерживать вариант закона, изложенный в заключении президента, "по крайней мере в части статуса ЦБ и статуса имущества ЦБ, в том числе дочерних банков". По словам источника, если положения президентского заключения реализуются, Центробанку будут "спускать сверху" стандарты бухучета, определять численность сотрудников и фонд зарплаты, диктовать распределение прибыли.

Формально поражение в правах не распространится на денежно-кредитную и валютную политику ЦБ. Однако ряд экспертов полагает, что тех административных рычагов, которые получит правительство, будет достаточно, чтобы воздействовать на решения ЦБ, в том числе по стержневым вопросам финансово-экономической политики.

Члены рабочей группы от Госдумы на своем совещании в понедельник не нашли ничего плохого в предложениях президента относительно статуса ЦБ. Как сообщил "Ведомостям" председатель банковского комитета Александр Шохин, "правильно было бы учесть позицию президентского письма и рассматривать ЦБ как орган госвласти, который исключительно и независимо от других органов власти осуществляет эмиссию и обеспечивает устойчивость нацвалюты". Как заметил заместитель Шохина Павел Медведев, "маловероятно", что депутаты "в массовом порядке будут сопротивляться" единой позиции администрации и правительства. Думцы могут оказать сопротивление разве что в вопросе о статусе имущества ЦБ. Депутаты опасаются, что, если объявить его федеральной собственностью, оно станет доступным для всех стремящихся арестовать имущество России за границей, например для знаменитой своим упорством швейцарской фирмы Noga.