ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Политики в домашних тапочках


Государственная дума Российской Федерации приняла решение о запрете рекламы табака и ограничении рекламы всего остального на телеэкране. Вроде бы вполне невинное развлечение - но именно оно великолепно демонстрирует, насколько политики нового времени близки к своему народу. Сидящий перед экраном обыватель, разумеется, негодует, когда показ полюбившегося сериала прерывают заученным наизусть предположением о том, что главное - вовремя извиниться. Обывателю совершенно недосуг думать об экономических проблемах телевизионных каналов, о том, что за счет рекламы они обеспечивают себе - и зрителю - возможность закупки и производства новых сериалов, фильмов, развлекательных программ. Перед экраном, раздраженные рекламной паузой, мы все - недовольные обыватели. Отличия начинаются поутру, когда один из нас отправляется на работу в гараж, другой - в банк, третий - в газету, четвертый - в Государственную думу. Все мы трое зависим от этого четвертого, от принимаемых им законопроектов. И как же тяжело осознавать, что и российская элита состоит не из политических деятелей, а из обывателей, принимающих законы в домашних тапочках. "Что вы делаете с нашими ушами, зачем включаете такие децибелы? " - сокрушается спикер, не так давно размещавший рекламные полосы в редактируемой им газете. "Реклама топчет наших женщин! " - восклицают встревоженные законодатели... Дело - табак! За свою жизнь я не выкурил и пачки сигарет и вряд ли имел возможность воспользоваться рекомендациями телевизионной рекламы при покупке прокладок... Меня удручает другое - очевидная неспособность российской политической элиты руководствоваться при принятии решений законами развития общества и экономики, а не эмоциональными соображениями. Запретить рекламу, повысить пенсии и зарплаты бюджетникам, отказаться от увеличения платы за электроэнергию и газ - как все это просто, с каким энтузиазмом воспринимается потенциальным электоратом! А потом, когда телеканалы будут забивать эфир старыми фильмами, когда будут расти цены, за которыми уже не угонятся зарплаты и пенсии, а вместо рекламы мы увидим сюжет об очередном замерзающем российском городе, тогда можно просто развести руками. Или есть еще одно, замечательное решение в домашних тапочках: выгнать и посадить! Главу телеканала, министра социального обеспечения, руководителя энергетической компании... Ишь, вредители, не хотят топить, кормить и показывать нам новые серии "Санта-Барбары".

Самое страшное для политического деятеля - пытаться задешево купить народную любовь, задумываясь не столько о том, что будет со страной через месяц, год, десятилетие, сколько о проблемах собственного рейтинга и будущем переизбрании. Это больше, чем ошибка, - это преступление. Потому что отношение к людям как к стадоподобному электорату лишает их будущего, превращает в заложников непрекращающихся избирательных кампаний...

Популизма, конечно, не чужд никто. Анатолий Чубайс, прилетевший во Владивосток, перед телекамерами сурово вопрошал у замерзших приморцев: "А у вас есть свет? " - "Есть, есть", - лепетало смущенное начальственным вниманием население... Но Чубайс быстро опомнился и заметил, что без реструктуризации российской энергетики проблем с теплом и светом не решить... Слава богу, хотя бы один решил переобуться!