Статистика в погонах


Вчера Министерство внутренних дел опубликовало собственные экономические изыскания, чем вызвало немалое удивление российских экономистов. Оценку объема теневой экономики в 45% ВВП оппоненты в лучшем случае называли неожиданной. Впрочем, и методика экономистов из милиции отличается нестандартным подходом.

Заместитель начальника ГУБЭП МВД России Владимир Макаров в четверг заявил о том, что объем "теневой экономики" России может составлять от 37% до 45% объема внутреннего валового продукта.

О том, каким образом в ГУБЭП пришли к этому показателю, Макаров рассказал "Ведомостям": "Официальная цифра Госкомстата - 23%, но они очень многое не учитывают. Наша цифра появилась на основе анализа некоторых тенденций и конкретных уголовных дел в отраслях. Вот, например, алкоголь. Мы предупреждали о том, что не надо акциз задирать с 20% до 40%, но его подняли - на наш взгляд, экономически необоснованно. Вот по прошлому году мы имеем то, что формально, на бумаге производство водки уменьшилось, но на самом деле выпускается, естественно, не меньше. Часть водки легальными производителями производится нелегально, неучтенно, эта доля ушла в тень, и ее можно смело считать теневой экономикой. Когда мы расследуем уголовные дела, то понимаем, какова доля этого нелегального бизнеса".

Используя данные уголовной статистики, по словам Макарова, милиция может вычислять и процент нелегального производства алкоголя "порядочных" региональных производителей. То же самое - с рыбой и банками (финансовыми учреждениями. - "Ведомости").

"Та же рыба, - продолжает Макаров. - Наши моряки ее ловят, но не нам везут, а в Японию, браконьерским образом. $4 - 5 млрд мы на этом теряем. Вот таким образом эти подсчеты ведутся по каждой отрасли. Доля неучтенной продукции есть практически во всех отраслях".

В ГУБЭП также изучили положение дел в кредитно-финансовой системе и пришли к выводу, что "процентов на 35 все взаиморасчеты между юрлицами делаются черным налом".

Кроме этого Владимир Макаров обратил внимание на "массированный ввоз контрабанды: по некоторым позициям - например, бытовая техника, одежда, обувь, косметика - ее на рынке до 90% ".

Подсчеты МВД экспертам, специализирующимся на изучении экономики, показались невероятными. Но объяснимыми.

"Обычно такого рода высказывания сигнализируют о желании привлечь к себе внимание и получить дополнительное финансирование, скажем, на борьбу с теневой экономикой, - говорит заместитель генерального директора Бюро экономического анализа Евгений Гавриленков. - Приведенные МВД цифры, на мой взгляд, недостаточно обоснованы - они могли получиться в случае, если полученный на основе выборочных исследований средний коэффициент в наиболее криминогенных отраслях был распространен на всю экономику. Ведь если доля теневого сектора действительно высока в алкоголе и некоторых других отраслях, ошибочно ту же пропорцию распространять, к примеру, на космическую промышленность. Я не думаю, что в МВД исследовали все отрасли - может, десятую их часть".

С этим мнением согласился и директор Экспертного института Евгений Ясин. "Я с большим уважением отношусь к МВД, но я и раньше говорил о том, что МВД склонно завышать объем своей работы, для того чтобы повысить свою значимость и получить больше ресурсов. Это ведомственный интерес. Поэтому у меня милицейские цифры - от 37% до 45% - вызывают большие сомнения, точнее, я в них не верю".