Фермеров ФРГ зовут в прошлое


В германском правительстве министра сельского хозяйства всегда было видно издалека. Как правило, это был высокий грузноватый человек с большими руками и обветренным лицом - в прошлом непременно фермер. Так выглядел и Карл-Хайнц Функе, который в январе нынешнего года был вынужден покинуть министерский пост в результате скандала, разразившегося в Германии в связи с появлением в стране первых случаев заболевания скота пресловутым коровьим бешенством (BSE).

С уходом Функе преемственность нарушилась. Герхард Шредер назначил министром сельского хозяйства хрупкую Ренату Кюнаст, призванную разработать новые меры безопасности для пищевой промышленности. От своих предшественников 45-летняя Рената Кюнаст отличается не только тем, что она женщина: Кюнаст получила юридическое образование и является сопредседателем влиятельной партии зеленых. "Скандал с BSE означает, что прежней политике в области сельского хозяйства пора положить конец, - сказала она в своей программной речи. - Отныне мы будем защищать потребителей, а не потребление". В течение ближайших 10 лет Кюнаст намерена развивать пастбищное животноводство и добиться увеличения доли сельскохозяйственной продукции, выращенной без применения химических удобрений, с 2 - 3% до 20%.

Назначение Кюнаст на пост министра сельского хозяйства свидетельствует о глубоком потрясении, которое пережила Германия после того, как в ноябре прошлого года там был зарегистрирован первый случай BSE. В результате скандала потребление говядины в Германии сократилось на 50%. В такой накаленной обстановке любой неосторожный шаг мог вызвать новый взрыв общественного возмущения.

И все-таки Шредер решил рискнуть и назначить министром сельского хозяйства одного из лидеров движения зеленых. "Я был очень удивлен решением Шредера, - говорит Штефан Тангерманн, профессор экономики сельского хозяйства в Геттингенском университете. - Зеленые славятся своей ультраконсервативной позицией в вопросах сельского хозяйства. Последствия такого назначения могли быть самыми неожиданными".

Первый шаг нового министра был весьма радикальным: было объявлено, что у фермеров будет выкуплено и забито 400 000 голов крупного рогатого скота, который после забоя будет обследован на наличие возбудителя BSE. Эта акция, которая обойдется национальному бюджету в $171,6 млн, направлена на то, чтобы помочь фермерам возместить убытки от стремительного снижения потребления говядины. На первый взгляд программа Кюнаст грешит чрезмерным радикализмом. Она обратилась к германским супермаркетам, на долю которых приходится до 80% объемов продаж продуктов питания, с призывом не сосредотачиваться на ценовой конкуренции, а расширить ассортимент и обеспечить более высокое качество товаров. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что в своей программе Кюнаст не обошла вниманием и интересы производителей. Герд Зоннляйтнер, лидер влиятельной в Германии ассоциации фермеров, не устает повторять, как он рад появлению такого документа. Новая сельскохозяйственная программа вызывает в памяти привычную для немцев аграрную политику, которой придерживалось правительство бывшей Западной Германии, где в основном фермы представляют собой небольшие семейные предприятия. От нововведений скорее всего пострадают крупные зерновые хозяйства Восточной Германии - бывшие коммунистические колхозы. Что же касается баварских фермеров, то для них приход Кюнаст означает возврат к прежнему безмятежному укладу. (FT, 13. 02. 2001)