ИНТЕРВЬЮ: Сергей Саркисов, генеральный директор страховой компании "РЕСО-Гарантия" На самом деле рынок страхования почти не вырос


- В итоге закон будет принят? - Хочется верить. Во всяком случае акционеры "РЕСО-Гарантии", как и "Интеррос-Согласия", "Ингосстраха", сделают все возможное для того, чтобы этот закон был принят. Думаю, что это касается и других крупнейших страховых компаний. Мы настроены решительно на то, чтобы этот закон прошел.

"На самом деле рынок страхования почти не вырос".

Прошедший год был очень удачным для российских страховщиков: по официальной статистике, рынок вырос почти на 80%, а компании, входящие в первую десятку, увеличили сбор страховой премии на 100 - 200%. Тем не менее многие участники рынка и аналитики говорят, что впечатляющие цифры роста объясняются в первую очередь увеличением интереса клиентов страховых компаний к зарплатным схемам, которые позволяют существенно снизить налоги.

По мнению генерального директора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Сергея Саркисова, реальный рост рынка в 2000 г. составил не более 20%. "РЕСО-Гарантия", по словам Саркисова, принципиально не занимается зарплатными схемами, но будет увеличивать свою активность на рынке реального страхования. С этой целью "РЕСО-Гарантия" купила 33,6% акций одной из крупнейших страховых компаний Белоруссии (в этой республике уже полтора года действует закон об обязательном автостраховании, принятия которого давно добиваются российские страховщики). Белорусский опыт, надеется Саркисов, поможет "РЕСО-Гарантии" в России.

- Как вы оцениваете итоги деятельности страховщиков в 2000 г.? - Я думаю, что 2000 год - это первый год, когда страховщики смогли хоть немножко передохнуть, восстановить дыхание после кризиса 1998 г. Потому что 1999-й стал годом зализывания ран. Могу смело сказать от лица всех компаний: нет тех, кто не пострадал бы от кризиса, что бы они ни говорили. Достаточно профессионально посмотреть на публикуемые балансы и формы отчетности. А 2000 г. был более спокойным.

- Спокойным? Но рынок вырос на 78% по сравнению с 1999 г.

- Меня очень беспокоит то, что сейчас все говорят о колоссальном росте рынка в прошлом году. Какие-то жуткие цифры называются, и это может очень многих ввести в заблуждение. На самом деле рынок почти не вырос, а рост реального страхования составил не более 20%.

- Что вы имеете в виду под реальным страхованием? - Рынок классических видов страхования, а не налогосберегающие схемы. Они тоже являются элементами страхования, но это не показатель его роста. Годовой потенциал роста классических видов страхования - 10 - 20%. Поэтому без введения обязательных видов страхования, таких как обязательное страхование автогражданской и профессиональной ответственности автомобилистов, российский страховой рынок для инвесторов никакого интереса не представляет.

- Зачем вам обязательные виды страхования - они же убыточны? - Убыточные - это вопрос. Мне говорят, что убыточность (отношение выплат и резервов к сборам страховой премии. - "Ведомости") по обязательному страхованию составляет 97%. Если это правильно, то я бы говорил о прибыли в 3%. Если я соберу по обязательному автострахованию $100 - 200 млн, то при убыточности в 97% я заработаю $6 млн. Мои акционеры будут довольны.

Главная задача обязательных видов - научить людей покупать страхование. Надо, чтобы клиент приходил в компанию так, как он приходит в банк, чтобы открыть счет, или в магазин, чтобы купить хлеб. Как только клиенты будут приходить в страховую компанию, для нас сразу снизятся издержки по продажам, увеличится комплексное обслуживание клиентов. Если вменяемый человек придет страховать обязательную автогражданскую ответственность, я уверен, что мы его убедим купить и добровольное страхование автомобиля, дачи, квартиры, жизни. Нам важно привлечь клиента в страховые компании.

- Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности никак не может выйти на первое чтение в Думе. Почему? - Я бы не хотел касаться личностей, осуждать или критиковать наших депутатов. Просто среди них есть люди, которые связаны со страхованием, но свои личные амбиции они ставят выше интересов рынка, не понимая, что расти можно только вместе с ним.

На самом деле рынок - это какое-то аморфное вещество, некое сообщество, которое может объединяться тогда, когда ему надо, для того, чтобы защищать свои интересы. Болезнь величия - опасная болезнь для любого бизнесмена и политика. Многие от этого пострадали уже, в том числе и депутаты. Хотя амбиции в целом дело хорошее.

- Какие основные тенденции развития рынка в 2000 г.? - Конечно, основные тенденции - это концентрация капиталов, сборов страховых взносов, очень активное региональное развитие крупнейших страховых компаний. Это нормальный процесс, вполне естественный, особенно для развивающегося рынка.

- "РЕСО-Гарантия" была по итогам 1999 г. в десятке крупнейших страховщиков по размерам сбора страховой премии, а по итогам 2000 г. из десятки выпала. Почему? - Плохо работали, наверное. На самом деле "РЕСО-Гарантия" проводит курс на отказ от финансовых схем. А мы люди последовательные. Наш прирост за год составил около 20% - мы считаем это максимально возможным на данном этапе.

- Как у "Ингосстраха"? - Совершенно верно. Всем известно, что "Ингосстрах" тоже финансовыми схемами не занимается. Я думаю, что, если бы мы делали зарплату сотрудникам "Сибнефти" и МДМ-банку, наверное, были бы в первой тройке.

- Но ведь эти схемы востребованы рынком. Почему нет? - Это востребовано, и я на самом деле не считаю, что это вредит страхованию: клиент получает качественную финансовую услугу от страховой компании, а нормальные страховщики не делают финансовых схем без элементов страхования. Мы не занимаемся этими вещами, потому что я хочу быть последовательным и хочу, чтобы компания была прозрачной. Мы не хотим объяснять будущим покупателям наших депозитарных расписок или наших акций, почему мы собрали 20 млрд руб. премии, а реальные активы выросли всего на 0,5 млрд руб.

- Вы уже довольно давно собираетесь осуществить эмиссию АДР...

- Мы были готовы к ней в 1998 г., но после кризиса это было смешно. Сейчас мы снова готовимся. Но это будет не раньше осени 2001 г. Если наши консультанты скажут, что надо еще подождать, мы подождем. У нас нет сейчас острой необходимости привлечения капитала: для тех задач, что мы поставили, средств хватает.

- Насколько оправдался альянс "РЕСО" с МДМ-банком, который в прошлом году купил 33,3% акций вашей компании? - Во-первых, у нас появились средства для более интенсивного развития. Во-вторых, мы надеялись привлечь крупных корпоративных клиентов, которые являются клиентами и партнерами группы МДМ. План по страхованию рисков МДМ мы, к сожалению, выполнили только на 30%. Но, с другой стороны, мы начали уже работать и с "Сибирским алюминием", "Русским алюминием", "Сибнефтью" и уже можем назвать их своими клиентами.

- Какой объем взносов можно привлечь благодаря таким клиентам? - Мы планировали застраховать все алюминиевые заводы, многие нефтяные и нефтеперерабатывающие объекты. Это не менее $10 - 15 млн страховых взносов. Пока этого не произошло, но это не значит, что этого не будет.

Теперь мы более реалистично смотрим на эти вещи. Поэтому снизили планы по индустриальным рискам, эйфории нет, остались оправданные расчеты.

- Какую долю в портфеле "РЕСО" занимают риски группы МДМ? - Не больше 5%.

- В ноябре прошлого года компания зарегистрировала эмиссию в 100 млн руб. Планируются изменения в составе акционеров? - Эмиссия завершена. Уставный капитал увеличился со 100 млн руб. до 200 млн руб. Никаких изменений не произошло. МДМ-банк по-прежнему владеет 33,3% акций компании. Все акционеры, включая иностранных, сохранили свою долю, кроме тех, которых фактически не существует: Инкомбанк, Промрадтехбанк и еще некоторые, если можно так сказать, пассивные акционеры.

- Какой был смысл увеличивать уставный капитал? - Выполнение финансовых нормативов страхового надзора. Премия растет - мы вынуждены увеличивать уставный капитал.

- И все? Не было идеи размыть пакет пассивных акционеров, чтобы не допустить недружественной покупки, например, тем же МДМ-банком? - Если бы мы всех пассивных акционеров собрали, что нереально - пакет "Инкома", например, находится в конкурсном управлении, - все равно нельзя было бы сложить блокирующий пакет. Так что смысла в этом нет. Если МДМ-банк захочет, мы им и так продадим [акции]. У нас дешевле. МДМ - финансовый инвестор, ему неинтересно вкладывать деньги сейчас в страхование. Они имеют 33%, гарантируют себе треть доходов и капитализацию своих инвестиций. Покажем хороший результат несколько лет - хорошо. А может, они вообще продадут [пакет] кому-то. Может, нам. Я с самого начала говорил, что для МДМ это финансовые инвестиции в растущий рынок. Не будет у нас обязательных видов, я думаю, что МДМ избавится от этого пакета. - МДМ-банк около полугода назад поглотил Конверсбанк, которому принадлежит небольшая Русская страховая компания. Фактически она вошла в альянс "МДМ-РЕСО". Есть у вас планы в отношении этой компании? - Это пока не комментируется. - Но вы не прочь сами инвестировать средства в развитие страхового бизнеса? Что происходит с проектами "РЕСО" в СНГ? - У нас сейчас три проекта: Белоруссия, Украина и Казахстан. Мы обязательно будем представлены на этих рынках. Кем, я пока говорить не буду. Сейчас мы приобрели 33,6% акций страховой компании "Бролли" в Белоруссии. Это компания, которая входит в десятку крупнейших, а с нашей точки зрения - первая компания по активности на рынке. Мы очень долго изучали рынок и полтора года вели переговоры с акционерами, которые не хотели продавать акции, потому что компания рентабельна, хорошо управляется и имеет развитую сеть филиалов. Она действительно рыночная, и это было определяющим фактором при выборе объекта дружественного поглощения.

- Кто продал акции? - Частные лица. Это компания частных акционеров.

- А почему именно 33,6%? - Это акции тех акционеров, которых нам удалось убедить. У нас задача была приобрести не меньше трети компании. Сейчас мы ведем переговоры с другими акционерами и будем пытаться увеличивать наш пакет. На сегодняшний день "РЕСО-Гарантия" стала крупнейшим акционером "Бролли".

- Какова сумма покупки? - Это конфиденциально.

- Зачем "РЕСО-Гарантии" компания в Белоруссии? - Много очень причин. В будущем это крупный рынок, и лучше прийти туда раньше немцев и американцев. Это стратегические инвестиции в профильный бизнес. "Бролли" лидирует в Белоруссии по страхованию путешественников, автострахованию, автогражданской ответственности и является одной из девяти компаний, которые имеют право заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности. Обязательным этот вид в Белоруссии стал еще полтора года назад. Тут мы будем чему-то учиться и намерены сами принести в "Бролли" свои ноу-хау и технологии развития продаж.

- Когда ваши инвестиции в Белоруссию окупятся? - По нашему бизнес-плану - в течение трех лет. Но многое будет зависеть от того, как будет развиваться рынок.