Либерализм для бюрократов


В деловой прессе последних дней живо обсуждается пакет нормативных актов, подготовленный к рассмотрению в правительстве и носящий интригующее название - дерегулирование экономики страны.

Оговорюсь с самого начала: я ярый сторонник всего, что направлено на улучшение условий для ведения нормального бизнеса в стране. И, естественно, ожидал увидеть в пакете законопроектов нечто новое, по-настоящему изменяющее положение предпринимательства.

Однако представленные на широкое обсуждение проекты федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора) " можно лишь с огромной натяжкой назвать пакетом законов, призванных "разблокировать" экономику страны.

Предложенный вариант закона "О государственной регистрации юридических лиц" не только не снимает бюрократические проволочки, но и оставляет десятки вопросов, возникающих после внимательного его прочтения.

Что означает единый государственный реестр юридических лиц? Новый федеральный орган? Специальный банк данных? Или очередной способ регулирования? В любом случае обязательная постановка на учет субъекта предпринимательства несет на себе печать очередного разрешения, а не уведомления, как это декларируют разработчики проекта закона.

Кому будет поручена регистрация: органам юстиции или одному из фискальных органов власти - налоговой инспекции или полиции? Вопрос не праздный: от ответа на него зависит, какую задачу мы пытаемся решить - развитие экономической свободы граждан и реализацию ими своего свободного экономического потенциала или удовлетворение фискальных амбиций определенного института власти? Что означает "согласование создания юридического лица с соответствующими государственными или муниципальными органами в установленном законом случае"? В нашей отечественной практике это может означать лишь полный бюрократический беспредел.

Не менее сложные вопросы связаны с предложениями по ликвидации юридических лиц. В соответствии с текстом проекта закона на все действия по ликвидации надо получить соответствующее разрешение. При этом юридическое лицо должно "уведомить", "сформировать", "составить", "представить", "подтвердить" и "согласовать". О каком упрощении процедуры выхода из рынка можно говорить? Где тут либеральный подход? Что касается двух других проектов, то и они вряд ли в таком виде приведут к существенным изменениям в развитии предпринимательства, хотя и лицензирование, и проведение государственного контроля нуждаются в существенной систематизации и существенном ограничении.

Таким образом, подготовленный набор проектов законов, направленный на решение частной задачи - ликвидацию административных барьеров, в таком виде не разрешит саму эту проблему, не говоря о разрешении самой важной проблемы - стагнации предпринимательства.

Да, процедуру регистрации и ликвидации надо заметно упростить. Но для этого вряд ли надо придумывать какой-то специальный механизм - достаточно привести законодательство в этом вопросе в полное соответствие с Гражданским кодексом и Конституцией страны. В этой связи в повестку дня встает подготовка закона "О предпринимательской деятельности", в котором были бы определены нормы, процедуры и правила. Потом можно переходить к техническим вопросам: регистрации, ликвидации, отчетности, сертификации, лицензированию и т. д.

Сегодняшнее состояние предпринимательства при его всестороннем анализе за 10 лет дает возможность сформулировать основные положения такого конституционного закона.

Автор - доктор социологических наук, советник председателя Совета Федерации РФ