Будет ли снижение экспортных пошлин на нефть компенсировано за счет нефтяников?


По оценкам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, понижая ставку экспортных пошлин на нефть, правительство ежемесячно теряет 4 млрд руб. Свои потери правительство вполне может попытаться компенсировать за счет тех же нефтяников. Вопрос только, будет ли оно это делать и каким образом.

Я оцениваю потери бюджета где-то в 6,5 млрд руб. в месяц. Но думаю, что правительство будет следовать им же установленным правилам игры. Хотя наверняка попытается, не выходя из правил, компенсировать потери. Например, снизив пошлины на нефть, логично было бы снизить их и на нефтепродукты. Но пока об этом ничего сказано не было. Думаю, с решением этого вопроса будут тянуть как можно дольше. Может быть, вспомнят и об идее аукционов на прокачку нефти сверх квоты. Но я сильно сомневаюсь, что будет быстро введен новый налог или изменен тариф. Скорее всего правительство постарается, чтобы компании в полном объеме платили уже существующие налоги. Следует ждать усиления налоговой дисциплины, очередной попытки справиться с трансфертными ценами и более пристального отслеживания налогооблагаемой базы нефтяных компаний.

Константин Резников

Философ Юрий Крижанич сказал как-то, что самый плохой тиран не тот, кто допускает произвол, а тот, кто устанавливает жестокие законы и их строго выполняет. Правительство может последовать этому рецепту. Сейчас все больше идет информации о том, что будет введена новая шкала зависимости пошлин от мировых цен на нефть. Свои шкалы подготовили Минтопэнерго, Минэкономразвития, комиссия Христенко. По одному из вариантов цене на нефть выше $32,5 за баррель соответствует ставка 79 евро с тонны. Другие ненамного слаще. Введя новые правила, правительство честно и законно сможет брать с нефтяников больше. Хотя я предвижу сильное сопротивление последних. Но нефтяникам могут сделать другие послабления. Поскольку нефти стали добывать больше, могут быть пересмотрены и задания по поставкам на внутренний рынок, и экспортные квоты. В конце концов может получиться так, что более-менее довольными останутся не только правительство, но и нефтяники.

Юрий Кафиев

Решение правительства показывает, что там есть здравомыслящая группа чиновников, которая считает: долгосрочная стабильность отрасли важнее, чем краткосрочный выигрыш от фактического нарушения соглашений с представителями нефтяной индустрии. Велика вероятность того, что правительство попытается компенсировать снижение доходов за счет самих нефтяников. Почти наверняка изменять ставки пошлин на экспорт нефтепродуктов правительство будет медленнее, чем на нефть. Но вряд ли какие-либо другие механизмы смогут компенсировать снижение бюджетных доходов от понижения экспортных ставок.

Дмитрий Авдеев

Конечно, правительство будет вынуждено как-то компенсировать снижение экспортных пошлин на нефть. Тем более допдоходы уже перешли из виртуального состояния во вполне реальное из-за необходимости выполнять утвержденный бюджет. Источники допдоходов могут быть самыми различными: от так называемого инфляционного налога до повышения налоговой дисциплины. При этом нефтяная отрасль, безусловно, будет находиться в центре внимания правительства. Не исключено, что вновь прозвучит идея уточнения механизма определения внутренних и контрактных цен экспорта нефти, а также предложения о продаже дополнительных квот на ее экспорт. Однако, на мой взгляд, наиболее реальный способ компенсировать потери от снижения пошлин на нефть - увеличение ее экспорта.

Елена Матросова

Думаю, правительство попытается возместить возникшие потери бюджета. Тем более что в 2000 г. цены на нефть росли значительно быстрее ставок экспортных пошлин. Видимо, государство постарается оценить, насколько ему удалось с помощью налоговой системы в целом - а не только экспортных пошлин - уловить образовавшуюся у нефтяников конъюнктурную ренту. Эта проблема, хотя и остается за кадром, действует на политику правительства по отношению к нефтяникам. Существует множество путей изъятия конъюнктурной ренты. Возможно, будут сделаны попытки оценить, насколько значительно выросший объем инвестиций нефтяников в 2000 г. адекватен потребностям отрасли - в частности, не являются ли они чрезмерными.

Валерий Миронов

Я считаю, что решение снизить пошлины демонстрирует готовность правительства не только увеличивать их вслед за ростом цен, но и снижать после падения. А в настоящее время я оцениваю рынок нефти как склонный к падению. Это связано с растущим уровнем запасов и сокращающимся спросом. Но надеюсь, что в результате сезонного роста спроса в конце года и возобновления экономического роста в США к зиме цены на нефть вновь повысятся. А это позволит правительству вновь увеличить пошлины.

Дмитрий Сокольский