МЕЖДУ СТРОК: Россия на крючке


"Пригрозив было отказаться платить по долгам Парижскому клубу, Россия, кажется, отступила... "Жаль! " - так и подмывает сказать. Если бы Крeмль удалось довести до дефолта, его кредиторы могли бы наконец... показать России, что дефолт имеет свою цену" - это первый абзац редакционной статьи в The Wall Street Journal, озаглавленной "Держите Россию на крючке" (12. 02. 2001).

... "Противоракетная оборона раздразнит русского медведя" - заголовок появившейся в тот же день статьи в The Los Angeles Times Нины Хрущевой, старшего научного сотрудника Института мировой политики Нью-Йоркского университета. Клинически жесткая редакционная статья в The Wall Street Journal; либеральное мнение на тему "Есть в России ястребы и похуже президента"; снова ПРО, сиречь СОИ, - так и повеяло духом первого срока президента Рейгана. Кстати, в феврале у нас широко отмечался 90-летний юбилей Рейгана. "Известия" удостоили сию дату первой полосы, а НТВ - сюжета в "Итогах". "Рейган был человеком недалеким, но искренне ненавидел коммунизм и навязал СССР такие тяжелые условия соревнования, которых тот не выдержал" - вот ликующий пафос юбилейных торжеств.

На самом деле приход Рейгана к власти был подарком советскому консервативному истеблишменту, ястребам. "Асимметричный ответ" на стратегическую оборонную инициативу (СОИ) - это синоним строительства новых ракет и танков (Генштаб на все отвечал строительством танков, плевать там хотели на "научно-техническое отставание"). А антикоммунистическая риторика подтверждала то, что всегда твердили ястребы-идеологи: все эти "разрядки" и "права человека" - происки врагов. К счастью, Рейган не только порадовал советских ястребов, но и напугал западную общественность. В результате расцвело миротворческое движение, совокупность действий умных руководителей государств (Улоф Пальме), тяжеловесов либерального истеблишмента (Джордж Кеннан), профессионалов (адмирал Джин Ларок, генерал Герд Бастиан), блестящих интеллектуалов (Эдвард Томпсон, Мэри Кэлдор) и "длинноволосиков"-пацифистов. У советского "голубиного" истеблишмента, пытавшегося сдерживать ликующих совястребов, появился простор для маневра. Идеи миротворцев стали основой "нового мышления" Михаила Горбачева. Задним числом можно сколько угодно говорить о его наивности, однако в тот момент оно по-настоящему захватило воображение и мировой общественности, и прессы, создав необыкновенно благоприятный фон для преобразований в СССР. Под флейту Пальме заплясали и Рейган, и Ахромеев. Не будь всего этого, Советский Союз и по сию пору, когда Рейган уже поражен болезнью Альцгеймера, бодро клепал бы ракеты и танки, Чехословакия оставалась бы верна Варшавскому договору, а Кувейт был бы провинцией Ирака...

... Упомянутая же редакционная статья в The Wall Street Journal, трактующая о примерном наказании неплательщиков для их собственной пользы, очень познавательна. Даже странно, что Кремль не распространил ее в качестве своей официальной позиции по "делу "Медиа-Моста". Видимо, вначале кремлевские товарищи попытаются пожаловаться Совету Европы и лично Кондолизе Райс на Парижский клуб: душит, мол, молодую русскую демократию, пытаясь получить назад свои денежки.

Автор - главный редактор журнала о СМИ "СРЕDА"