Обиды топят бизнес


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Расставание с сотрудником, который решил сменить место работы, - тяжелое испытание для менеджера. В такой ситуации можно сорваться и наделать глупостей. Но "месть" за мнимое предательство может плохо повлиять на имидж компании.

Одну московскую фирму, владеющую сетью магазинов по продаже аудио-, видео- и бытовой техники, за короткий срок покинули несколько ключевых топ-менеджеров. После этого владелец - президент компании еще какое-то время звонил им и поносил на чем свет стоит. Покинувшие фирму управленцы хотя и не стали раздувать эту историю в прессе, но в своем кругу делились мнениями по поводу методов руководства и привычек самодура-бизнесмена. Теперь, по словам хедхантеров, в эту компанию никакими деньгами приличного специалиста заманить не удается. Тем временем дела у компании пошли хуже, чем раньше. Из агрессивно развивающейся фирмы она превратилась в середняка, который лишь держится на плаву.

В большинстве случаев руководители даже не пытается быть доброжелательными к покидающим компанию подчиненным. "Редко можно встретить руководителя, радующегося росту своего подчиненного вне его компании. Но если уходящий уносит с собой чувство признательности, то он создаст в окружающем мире, в отрасли (а обычно специалисты не меняют отрасль) позитивный образ компании. В результате "откуда-то" появятся новые талантливые сотрудники, желающие работать именно в этой фирме", - убежден Виталий Королев, директор ООО "Включенное консультирование".

Как правило, российские менеджеры недооценивают роль бывших сотрудников в создании имиджа возглавляемой ими компании.

Другая ошибка, которую, по мнению специалистов, совершают управленцы в отношении желающих покинуть компанию сотрудников, - предложение повышения зарплаты. "Мы рекомендуем не делать и не принимать контрпредложения, предполагающего повышение материального вознаграждения", - говорит Оксана Почтивая, старший консультант рекрутинговой компании "Анкор-Петербург". По ее мнению, все равно от сотрудника, заявившего об уходе из компании, рано или поздно избавятся или он уйдет сам. Очень редко после такого контрпредложения сотрудник и руководство сохраняют хорошие отношения. "Статистика свидетельствует, что заканчивается такая история для одной из сторон плачевно. Руководитель больше не доверяет своему подчиненному. Он начинает готовить ему замену и более благоприятный для себя вариант расставания. А сотрудник понимает, что начальник готов учитывать его интересы только в крайних случаях", - говорит Почтивая. По ее мнению, сотруднику, написавшему заявление об увольнении, лучше предложить новую должность с большими перспективами, но с сохранением старой зарплаты.

В западных компаниях с устоявшимися традициями ведения бизнеса процесс прощания обычно происходит без проявления ненужных эмоций. В некоторых из них принято поддерживать отношения с людьми, покинувшими фирму. В компании "Артур Андерсен", например, существует Клуб бывших сотрудников. "Конечно же, мы не хотим терять ценные кадры, но понимаем, что в жизни могут складываться ситуации, когда сотрудник может принять такое решение. Мы благодарим за проявленное трудолюбие и вклад в общее дело нашей компании; дарим цветы, подарки и желаем успехов в их дальнейшей жизни, на новом месте работы", - говорит Виктория Круглова, координатор по работе с персоналом петербургского представительства Andersen Legal BV.