Бешенство оставляет следы


НЬЮ-ЙОРК - Британским ученым удалось получить новые данные об изменениях в крови животных, больных губчатой энцефалопатией крупного рогатого скота (BSE). Это открытие может привести к разработке новых методов диагностики заболевания, поражающего центральную нервную систему. Кроме того, оно заставляет по-иному взглянуть на использование донорской крови - в США, например, недавно запретили брать кровь у людей, долгое время проживавших в Европе.

В статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, исследователи сообщают, что в крови мышей, зараженных скрепи, одной из форм прионовых заболеваний, к которым относится и BSE, им удалось обнаружить ген, изменяющий свою активность в результате развития болезни. Ученые назвали ген EDRF и считают, что он может служить маркером при проведении диагностики BSE.

Впрочем, по мнению ряда специалистов, следует полученные результаты рассматривать как предварительные и не торопиться с выводами. "Обнаруженный ген можно рассматривать в качестве маркера, однако пока неясно, каким образом мы сумеем использовать это открытие в диагностике заболевания у животных или человека", - говорит Майкл Скотт, специалист по прионовым заболеваниям в Калифорнийском университете.

С 1986 г. в Британии было зарегистрировано около 200 000 случаев BSE. Осенью прошлого года первые случаи заболевания были зарегистрированы и на европейском континенте. По мнению медиков, 94 случая болезни Крейцфельдта - Якоба (одной из форм губчатой энцефалопатии человека) связаны с употреблением в пищу зараженной говядины.

Администрация США по контролю за продуктами питания и лекарствами недавно запретила использовать донорскую кровь, взятую у лиц, длительное время проживавших в Британии или других европейских странах. Запрет вызван опасениями, что смертельное заболевание может передаваться через кровь.

Попытки установить контроль за распространением BSE серьезно осложняются из-за отсутствия эффективного метода диагностики этого заболевания. В соответствии с используемой ныне методикой пробы мозговой ткани берутся только после гибели или забоя животных.

На данный момент известно, что заболевание вызывается прионами-мутантами, проникающими в центральную нервную систему. Существует гипотеза, что патогенные прионы находятся и в крови больного животного или человека, однако обнаружить их там до сих пор не удавалось.

Оставив поиски прионов, британские ученые сравнили уровни активности более 10 000 генов в кровяных клетках здоровых мышей и мышей, зараженных скрепи. У последних уровень активности гена EDRF оказался пониженным.

По мнению шотландского ученого Майкла Клинтона, открытие может дать ответ, каким образом патогенные прионы попадают из пищеварительного тракта в центральную нервную систему. (WSJ, 1. 03. 2001)