Турция потянула за собой Аргентину


БУЭНОС-АЙРЕС - В субботу президент Аргентины Фернандо де ла Руа потребовал заявления об отставке со всех министров. Это произошло на следующий день после того, как в отставку неожиданно подал министр экономики. Аргентина, считавшаяся одно время образцовой экспериментальной площадкой по проведению либеральных рыночных реформ, погружается в экономический кризис.

Еще одна программа, санкционированная МВФ, доказала свою несостоятельность. Не спасла положение и "фирменная" аргентинская политика жесткой фиксации курса песо по отношению к доллару. Похоже, что финансовая стабильность сама по себе - в отсутствие других реформ - не способна заставить экономику стабильно расти. В бедах Аргентины специалисты винят протекционизм рынков, неэффективные законы о труде, высокие налоги на все, что можно, масштабные субсидии и щедрые трансферты провинциям.

В результате подал в отставку министр экономики Хосе-Луис Мачинеа, который в конце 2000 г. добился предоставления Аргентине международной финансовой помощи под свою программу вывода страны из кризиса. Получив два месяца назад "инъекцию" в виде кредита МВФ в размере $40 млрд, аргентинская экономика в конце прошлой недели вновь стала подавать сигналы бедствия, отчасти связанные с девальвацией турецкой лиры и с накалом политических страстей внутри страны. Стоимость гособлигаций упала до рекордно низкого уровня с декабря 2000 г., когда правительству удалось договориться о получении кредита.

Мачинеа критиковали за недостаточность усилий по укреплению экономики, спад в которой продолжается уже почти три года. В конце прошлого года, сразу после получения кредита МВФ, Мачинеа заявил, что признаки оживления экономики появятся к марту текущего года. Однако экономические данные свидетельствуют о том, что этого не происходит. "Признаки стабильного роста в экономике не проявляются, и одно это должно служить основанием для беспокойства", - говорится в докладе исследовательской компании IDEAglobal.

Кроме того, бюджетный дефицит в январе превысил запланированный, что дало повод аналитикам говорить о трудностях, с которыми Аргентина может столкнуться при достижении согласованных с МВФ целей в финансовой и экономической политике. Разразившийся на позапрошлой неделе финансовый кризис в Турции, приведший к девальвации лиры, еще больше усугубляет обстановку и заставляет строить все более пессимистичные прогнозы развития ситуации в Аргентине.

Политический кризис, крупнейший с октября 2000 г., когда в отставку ушел вице-президент Карлос Альварес, может еще больше осложнить экономическую ситуацию. Отставка правительства ставит под вопрос будущее находящегося у власти альянса Гражданского радикального союза и Фронта солидарной страны. Участились нападки и на председателя Центробанка Аргентины Педро Поу, а также политику фиксированного курса песо. (DJ, 4. 03. 2001, FT, 1. 03. 2001).

АРГЕНТИНА НЕ РАСТЕТ.

В декабре 2000 г. Аргентина договорилась с МВФ и другими международными кредиторами о предоставлении ей финансовой помощи в размере $40 млрд, что помогло избежать дефолта по внешнему долгу. Правительство надеялось, что к весне экономика, уже почти три года переживающая рецессию, начнет оживляться. Однако спад продолжается. В январе промышленное производство сократилось на 4,2%, продажи в супермаркетах упали на 1,8% по сравнению с январем 2000 г. Индекс потребительской уверенности, несколько выросший в начале года, в феврале снова упал. Между тем этот показатель считается чрезвычайно важным для улучшения экономической ситуации, поскольку увеличение потребительских расходов является одним из основных факторов, способных стимулировать рост в промышленности и экономике в целом.