Долой инфляцию


Зимний скачок инфляции не обескуражил правительство. Минфин надеется на перелом тенденции и снижение к середине года потребительских цен. Такие планы экспертам кажутся наполеоновскими. Они считают, что резкие движения монетарных властей могут обернуться стагнацией в промышленности и обострением на финансовых рынках.

На текущий год правительство прогнозировало инфляцию в 12 - 14%. В Минфине прикинули, что по итогам I квартала она достигнет 7%. Такие темпы не выбили кабинет Касьянова из колеи. Вчера первый замминистра финансов Алексей Улюкаев заявил, что "можно ожидать быстрого снижения темпов инфляции в апреле-мае и даже выхода на нулевую или отрицательную инфляцию летом". Надежды чиновника построены не на пустом месте. В их обоснование он приводит два фактора. Во-первых, с начала года практически не было прироста валютных резервов и денежная масса почти не изменилась. Скорость денежного обращения сократилась. Во-вторых, индекс цен предприятий в прошлом году был выше индекса потребительских цен, а "сейчас все наоборот". Значит, еще одним провоцирующим инфляцию фактором стало меньше.

Видимо, эти обстоятельства позволили вице-премьеру Алексею Кудрину предсказать, что инфляция по итогам 2001 г. будет в запланированных рамках. Однако директор Бюро экономического анализа Евгений Гавриленков считает это маловероятным. По его словам, у правительства нет особых инструментов подавления инфляции кроме регулирования денежной массы и тарифов естественных монополий. "Рост тарифов на энергоресурсы неизбежен", - заявил вчера на заседании правительства Москвы Юрий Лужков. Это мнение подтверждается статистикой. Источник "Ведомостей" в Госкомстате сказал, что тарифы в электроэнергетике выросли в январе на 1,7%, а в феврале - на 6%. Вдогонку бегут тарифы грузоперевозок по железной дороге: они увеличились соответственно на 2,3% и 0,1%. А цены на газ выросли на 1,8% и 1,7%. Гавриленков сомневается, что в короткий срок можно сбить инфляцию до нуля и тем более добиться дефляции. Только один раз - в августе 1998 г. - цены уменьшились на 0,1%. "Конечно, сейчас лаг между монетарными мерами правительства и ценовой реакцией рынков не 5 - 6 месяцев, как в годы высокой инфляции. Но все равно лаг не менее 2 - 2,5 месяца". Экономист полагает, что в 2001 г. инфляция составит 17 - 19%. "Мы делаем все необходимое, чтобы инфляция вошла в запланированные границы", - заявил "Интерфаксу" Кудрин, отметив, что схожие тенденции наблюдались и в предыдущие годы. Вице-премьер, занятый вчера переговорами с главой представительства МВФ в Москве Полом Томсеном и подготовкой "Заявления правительства и ЦБ", не смог сообщить, что предпринимают монетарные власти для перелома тенденций. "У правительства достаточно рычагов", - сообщил его пресс-секретарь Геннадий Ежов. Набор мер, по его словам, прежний: стерилизация денежной массы путем выплат долгов Парижскому клубу, связывание средств банков на корсчетах ЦБ. Улюкаев о волевых усилиях не говорил, он полагается на повторяемость экономических явлений. "Если учесть, как развивается инфляционная ситуация в течение года по данным прошлых лет, то можно отметить, что в конце II - начале III квартала бывает нулевая и отрицательная инфляция по индексу потребительских цен", - заметил замминистра.

Александр Френкель из Института экономики РАН отмечает, что для подавления инфляции правительство проводило в январе-феврале "активные мероприятия". Бюджетники не получили значительную сумму из федеральной казны, что "позволило несколько снизить напряженность на потребительском рынке". Эксперт Экономической экспертной группы при Минфине Виктория Котова обратила внимание на то, что наличные деньги в обращении уменьшились в январе на 9,5%, а денежная масса - на 5,7%. "Такое резкое сокращение трудно припомнить. Дальнейшее сжатие денежного предложения вряд ли целесообразно. Быстрое подавление в 1995 - 1997 гг. инфляции до 11% обернулось падением производства, диспропорциями на финансовых рынках. Эффективность действий монетарных властей определяется на длительном временном интервале, а не на отрезке в два-три месяца".