Спасение Аргентины


В среду министр экономики Аргентины Доминго Кавальо обнародовал последний из экономических планов, разрабатывавшихся за тот год и четыре месяца, что президент Фернандо де ла Руа находится у власти. Пообещав не отменять фиксированный валютный курс, Кавальо предложил повысить тарифы на импорт потребительских товаров и ввести 0,6% -ный налог на финансовые операции. Он планирует установить потолок в $1000 по операциям с наличными деньгами (сейчас он составляет $10 000), чтобы ограничить попытки избежать уплаты НДС в размере 21%. Чтобы стимулировать конкуренцию, он предложил изменить законы о труде и социальном обеспечении и таким образом обеспечить рост занятости, а чтобы стимулировать приток инвестиций - аннулировать тарифы на импорт средств производства и изменить систему налогообложения инфраструктуры. Политические факторы играют значительную роль в формировании фискальной политики в Аргентине. В условиях бюджетного дефицита и под сильным давлением МВФ Аргентина подняла налоги в конце 1999 г., а затем в мае 2000 г., оба раза подорвав потенциал роста и собираемость налогов. Бывший министр экономики Рикардо Лопес-Мерфи неделю назад предложил сократить госрасходы, в результате чего быстро потерял свой пост. На плане Кавальо нет ярлыка "жесткие меры", и в нем есть обещания стимулировать экономический рост. Однако негативная реакция рынка на этот план свидетельствует о тех политических и экономических реалиях, что имеют место в Аргентине. Кавальо вряд ли получит исключительные права для реализации своих предложений, но даже если и получит, остается неясным, сработает ли его план. В то время как некоторые положения плана вполне осмысленны, значительная разница между тарифами на потребительские товары и средства производства, а также налог на финансовые операции способны еще больше подорвать экономическую активность. В 2001 г. перед Аргентиной стоит, видимо, более значительная задача, чем обуздание инфляции в 287%, которую Кавальо успешно решил в марте 1991 г., введя фиксированный курс. Сильный доллар стимулирует дефляцию в Аргентине, а боязнь девальвации толкает вверх процентные ставки по кредитам. Госдолг вырос до $124 млрд в конце 2000 г. со $100 млрд тремя годами ранее. В результате, чтобы обслуживать долг, стране нужны более высокие темпы экономического роста, чем когда-либо, - и это в тот момент, когда мировой рост замедляется, а США, главный двигатель экономики, балансируют на грани рецессии. Чтобы повысить шансы на экономическое выживание, Аргентина должна начать реализацию программы, ориентированной на стимулирование экономики. Во-первых, она должна дать понять, что в случае необходимости перейдет на доллар. Это поможет снизить риск девальвации и высокую стоимость капитала. Во-вторых, необходимо провести радикальную либерализацию торгового режима. Не менее важно снизить налоги, чтобы стимулировать рост производительности и развитие мелкого бизнеса. Составляющие успеха достаточно очевидны: это жесткая бюджетная политика, нацеленность на экономический рост, либерализация торговли, ограничение роли государства в экономике. Все это резко контрастирует с результатами политики, проводимой по требованию МВФ: бюджетный дефицит, высокие налоги и дефолты. Положительную роль сыграет снижение процентных ставок в США и цен на нефть. Другие страны должны укрепить Аргентину в надежде, что она сможет разорвать цепь кризисов, захватывающих развивающиеся страны. (WSJ, 23. 03. 2001).

Автор - старший управляющий директор Bear Stearns, в 1984-1993 гг. работал на экономических должностях в администрациях Рональда Рейгана и Джорджа Буша