Катание на тракторе


МИНСК - В прошлом году Ford Motor закрыла свой автомобильный завод в Белоруссии, но в Минске не ощущается нехватки транспортных средств. Проблема, однако, в том, что значительная часть городского автопарка - это трактора.

Дорожные рабочие ездят на красных тракторах, минские милиционеры иногда выезжают на патрулирование на белых, а ранним утром вереница синих тракторов начинает очистку городских улиц. О том, сколько всего тракторов в стране, можно только догадываться. Эта информация считается государственной тайной. "Мне требуется специальное разрешение КГБ, чтобы предоставить такие данные средствам массовой информации", - говорит Валерий Миленький, руководитель транспортного отдела Министерства транспорта и коммуникаций.

Не нужно, впрочем, быть шпионом, чтобы понять, почему в Белоруссии так много тракторов. Минский тракторный завод выпускает 30 000 тракторов "Беларусь" в год. Это, конечно, меньше, чем перед распадом СССР (тогда объем годового производства составлял 100 000 машин), в результате которого было потеряно большинство экспортных рынков. Однако это огромное количество для страны с населением 10 млн человек и средним уровнем зарплаты, по официальным данным, чуть более $40 в месяц.

По словам Виктора Ясковского, директора по продажам МТЗ, каждый год завод около 10 000 тракторов направляет в Россию (половину - по бартеру, половину - на более или менее коммерческих условиях). Около 7500 машин экспортируется в другие страны по обычным торговым контрактам (хотя "обычный" не обязательно означает "прибыльный"). Около 8000 тракторов остается у государства. Некоторое количество продукции доходит до клиентов, для которых она, собственно, и предназначена - крестьян. В 1999 г. колхозы получили 4500 тракторов через государственный лизинговый фонд.

Впрочем, не все эти трактора выходят на поля. В колхозе "Вишневка" в 50 км к северу от Минска два блестящих новеньких трактора стоят в гараже, тогда как сено для 80 коров возят на телеге. Контролируемые государством цены на молоко настолько низки, что колхоз не может себе позволить закупать дизельное топливо даже по льготной цене.

При столь низких (по сравнению с советскими временами) объемах производства значительная часть мощностей завода остается незагруженной, и рабочие порой имеют более двух выходных дней в неделю. Однако Ясковский находит повод похвастаться: "Мы оплачиваем топливо для всей республики". Дело в том, что Россия рассчитывается за белорусские трактора мазутом. В 1999 г. на бартерные сделки пришлось 28% всего экспорта из республики.

Ну и, конечно, завод обеспечивает работой 20 000 человек - столько же, сколько при полной загруженности 10 лет назад (что, в частности, помогает сохранить рабочее место одному человеку - президенту Александру Лукашенко). Сохранять занятость на прежнем уровне совсем не просто. Прошлой весной, например, МТЗ был вынужден взять кредит у государственного банка (сумма кредита не раскрывается) на выплату зарплаты. Если Белоруссия решится на реорганизацию завода в свете предстоящего перехода Белоруссии и России на единую валюту, многие из сотрудников завода могут потерять работу. (WSJ, 27. 03. 2001)