Анонимные алкоголики


Отчего-то и на Западе, и в России принято рецензировать “Дыру” в жанре “ой, девочки!”: киноведу средней руки приходится задействовать все свои литературные способности, чтобы справиться с описанием шедеврального декора этой картины. “Темные силы”, “подземные караморы”, “горгульи”, “химеры”, “птеродактили”, “клаустрофобические квазимодо” – как только не называют всю эту скачущую по экрану чепуху; но не в ней прелесть этого небогатого фильма. Сюжет “Черной дыры” – совершеннейшая лермонтовская “Тамань”: неудачный крюк в путешествии, случайное (в результате аварии) попадание на прескверную планетишку, на которой мало того что светят разом три солнца, так еще и в самый неподходящий момент случается затмение, во время которого вся поверхность заполняется сомнительными существами с аппетитами хичкоковских птиц и внешностью жуков из верхувеновского “Космического десанта”. Есть здесь и свой Печорин – один из спасшихся, рецидивист Риддик, которого играет замечательно фактурный артист по фамилии Дизель; не будь его, патетическая “Черная дыра” осталась бы всего лишь досадным проколом. Режиссер Дэвид Тухи и сценарист Джим Уит вполне могли бы в честь своего главного героя хором скандировать известную прибаутку про “мы с приятелем вдвоем работаем на Дизеле” – и были бы совершенно правы.

Интересен оригинальный алкогольный пафос картины: всю компанию бедолаг спасает выпивоха француз, который зачем-то потащил с собой в космос ящик крепких напитков – они-то, воспламененные, и позволили группе межгалактических скитальцев справиться со светобоязненными тварями. Весь этот алкоголический макабр завершается сценой растерзания владельца спиртных напитков – картина, напоминающая не то рисунки Доре, не то адские карикатуры из журнала “Крокодил”: безобразные существа разрывают на части – метафорически! – печень несчастного.

В общем, многие умерли, но и выживших тоже оказалось изрядно. Скорее отправляйтесь в кино, пока прокат не кончился. Цигель. Кин-дза-дза потом.