Фрадков не будет финансовым разведчиком


Впрочем, предпринимателей может обрадовать тот факт, что уход Солтаганова убивает идею создания финансовой разведки при ФСНП. Теперь эта служба будет работать в недрах Минфина, и полномочий у нее будет поменьше, чем требовал бывший главный налоговый полицейский.

В последнее время Фрадков работал в Совете безопасности под началом Сергея Иванова. Последний специально пригласил бывшего министра торговли, чтобы тот курировал экономическую безопасность. Вскоре после назначения Фрадкова Иванов сам это подтвердил, объявив, что сфера интересов экс-министра будет самой широкой – от приватизации до госдолга. Нынешнее назначение Фрадкова можно считать верным признаком усиления позиций Сергея Иванова.

Бывшие коллеги по Минторгу характеризуют Фрадкова как “чрезвычайно жесткого руководителя”, “универсального специалиста” и “умеренного либерала по взглядам”. Один из его соратников отметил, что “Михаил Ефимович всегда выступал за поэтапное движение к вступлению в ВТО, однако был против дискриминационных условий. А всяческие экспортно-импортные тарифы Фрадков всегда воспринимал скорее как барьеры развитию, нежели как метод наполнения бюджета”.

Впрочем, по мнению коллег, Фрадков никогда не был большим налоговым экспертом. Общее мнение: он будет делать, как скажут.

Не скажут ему, например, создавать внутри своего ведомства орган финансовой разведки. “Уже несколько дней над своей концепцией финансовой разведки по поручению президента трудится Сергей Игнатьев (первый замминистра финансов. – Ведомости)”, – сообщил источник в Кремле.

По сведениям источника, минфиновский вариант финансовой разведки не будет иметь ничего общего с тем, который предлагал Солтаганов: “Там не предполагается никакого тотального контроля за всеми сделками, никакого суперкомпьютера. Это будет несколько десятков “белых воротничков”, которые будут анализировать рынок на предмет секторов прогнозируемого отмывания и утечки капитала”.

В администрации президента уверены, что назначение Солтаганова на должность замсекретаря Совбеза, где Путин велел ему работать над вопросами отмывания денег и утечки капитала, – не более чем декоративный жест. “Всех, кого назначили в Совбез, отправили в ссылку. Совбез будет серьезно понижен в статусе”, – убежден источник.

Налоговые аналитики убеждены, что главное в назначении Фрадкова – его тесные отношения с бывшим секретарем Совбеза, новым министром обороны Сергеем Ивановым. Главный экономист UFG Алексей Заботкин сказал “Ведомостям”: “Не совсем понятно, приведет ли назначение Фрадкова к сокращению полномочий ФСНП, которого ожидает бизнес. Но я бы ожидал в скором времени масштабной проверки полицейскими всей финансовой деятельности Минобороны – самого непрозрачного из ведомств. А Куделина (Любовь Куделина, бывший замминистра финансов, теперь замминистра обороны. – “Ведомости”) вскроет для Фрадкова все финансовые потоки военных”.

Либералов, возможно, встревожит тот факт, что гражданского Фрадкова не отпустили в свободное плавание. Ему назначили известного “ястребиными” взглядами заместителя в погонах – Сергея Веревкина-Рохальского, который с лета прошлого года был заместителем министра по налогам и сборам. Веревкин-Рохальский начинал в КГБ Ленинградской области, где служил до 1993 г., затем долгое время на Дальнем Востоке, где дослужился до звания генерал-лейтенанта и должности начальника УФСБ по Приморскому краю. Он инициировал дела с обвинением в шпионаже Григория Пасько и ученого-океанолога профессора Владимира Сойфера.