О пользе госдолга


США уже сократили госдолг настолько, насколько позволили логика и разум. Сегодня, однако, продолжение этой политики начинает препятствовать решению проблем, которые народ действительно хотел бы видеть решенными, – таких, например, как реформирование системы социального обеспечения или снижение налогов. Практически все обсуждающиеся сегодня предложения о снижении налогов ставятся в зависимость от прогнозируемых размеров бюджетного профицита и от планов по сокращению госдолга.

Многие думают, что выплачивать госдолг – это так же, как платить по ипотечному кредиту. Это нехитрое сравнение и поддерживает идею сокращения госдолга на плаву. Однако это ложное сравнение. Единственное сходство между ипотечным и государственным долгом в том, что и то и другое – эффективные финансовые инструменты. То, что американцы могут взять кредит на покупку дома, а не ждать миллион лет, пока у них накопится достаточно наличных денег, – это благо, а не проклятие для финансовых рынков. То же самое можно сказать и о возможности государства занимать деньги на строительство дорог, покупку самолетов и создание парков.

Пришло время признать, что государственный долг – это хорошо, потому что он стимулирует экономический рост. Отношение долга к ВВП сегодня составляет 35%. Это почти вдвое меньше, чем средний показатель в других индустриально развитых странах, и существенно меньше 50% – переход за эту черту многие экономисты считают опасным.

Конгрессу пора излечиться от долгового невроза. Госдолг в виде казначейских облигаций является исключительно важной деталью мирового финансового механизма. Поскольку казначейские облигации являются кредитными требованиями к правительству США, они обеспечены возможностями правительства печатать деньги и собирать налоги и считаются стабильными, безрисковыми активами. Это делает казначейские облигации отличным ориентиром для установления цен на другие активы и производные инструменты. Все, что способствует повышению эффективности мировых финансовых рынков, стимулирует экономический рост, и долг США – один из этих благоприятных факторов.

Госзаимствования в определенной степени заменяют более высокие налоги, и в этом смысле они высвобождают средства, которые рынок направляет в экономически эффективные проекты. Деньги, если они не идут в Вашингтон, могут быть направлены на создание производственных мощностей и новых рабочих мест в частном секторе. Снижение предельных налоговых ставок способно в большей степени стимулировать экономический рост, чем сокращение госдолга или его полная ликвидация.

Если же долг будет выплачен полностью, правительство США после 2011 г. сможет начать инвестировать средства из бюджетного профицита в частные активы. Правительство может стать собственником многих компаний. Когда в игре будут такие деньги, конгрессменам и госчиновникам сложно будет удержаться от соблазнов. Зачем доводить до этого? Рассматривая вопрос о госдолге, нельзя опираться на устаревшие опросы общественного мнения. Решение проблемы госдолга – в снижении налогового бремени для граждан, труд которых стимулирует развитие экономики. (WSJ, 27.03.2001)