Ставок больше нет


Всего с начала года ФРС понизила ставки на 1,5 процентного пункта до 5%. Однако снижение стоимости заемного капитала может не принести ожидаемого эффекта: уровень задолженности как потребителей, так и компаний очень высок, так что и те и другие вряд ли планируют активно брать новые кредиты, тем более в свете падения стоимости активов. Компании страдают от избытка мощностей и затоваренных складов, и даже снижение ставок по кредитам не заставит их увеличить капиталовложения. Ничего не может поделать Гринспэн и с торговыми партнерами США – от Японии и Европы до Канады и Латинской Америки, экономический рост в которых тоже замедляется.

В качестве обоснования снижения ставок ФРС назвала “сокращение нормы прибыли” и капиталовложений, “избыток мощностей”, “слабость мировой экономики”. Подобное заявление свидетельствует об изменении взгляда ФРС на основные проблемы, стоящие перед экономикой. В нынешнем заявлении в отличие от трех предыдущих не упоминается ни о высоких ценах на энергоносители, ни об ухудшении потребительского климата. В нем перечислены более глубокие проблемы, и у ФРС нет средства их решения.

Вместе с тем руководители ФРС полагают, что снижать ставки слишком резко (многие надеялись, что 20 марта ставки будут снижены на 0,75 процентного пункта) нет необходимости. Компании “принимают активные меры” по сокращению запасов готовой продукции, и этот процесс может вскоре завершиться; потребительские же расходы несколько выросли по сравнению с прошлым годом. Экономические данные не дают однозначных свидетельств того, что в стране наступает рецессия.

Многими экономистами рецессия определяется как сокращение ВВП в течение как минимум двух кварталов подряд. Во время экономического спада безработица обычно быстро возрастает (по меньшей мере на 2 процентных пункта). Однако в феврале безработица в США составила 4,2% (немногим выше самого низкого уровня за последние 30 лет). Потребители же по-прежнему покупают дома и автомобили.

Промышленное производство сокращалось в феврале пятый месяц подряд, однако многие аналитики полагают, что в целом экономика все же росла в течение зимы, пусть и медленными темпами. Главной проблемой на сегодня представляется слабость финансовых рынков. И Гринспэн проявляет осторожность, чтобы не показалось, что его действия являются исключительно ответом на проблемы фондового рынка, и чтобы не спровоцировать появление нового “пузыря”, заставляя инвесторов думать, что ФРС будет спасать их после каждого падения.

Анализ нынешнего спада затрудняется тем, что он не похож на спады прошлых лет. Практически каждая рецессия после Второй мировой войны сопровождалась ростом инфляции, вызванным либо скачком цен на энергоносители, либо избыточным потребительским спросом, либо сочетанием этих факторов. Сегодня инфляция остается на низком уровне, а основная опасность заключается не в превышении потребительского спроса над предложением товаров, а в избытке предложения. Компании, которые, основываясь на прогнозах быстрого роста экономики, инвестировали значительные средства в развитие производства, вынуждены приспосабливаться к новой реальности.

По данным Thomson Financial/First Call, прибыль крупных технологических компаний, которая прошлым летом выросла на 42% по сравнению с летом 1999 г., в I квартале 2001 г. упадет на 31%. Основным фактором, обусловливающим падение прибыли, являются огромные капиталовложения в период технологического бума; сегодня экономика замедляется и компании страдают от избытка мощностей. “Только время способно решить проблему избыточных мощностей и привести объемы производства в соответствие со спросом. От ФРС здесь ничего не зависит”, – говорится в докладе компании.

Ситуация в особенности усугубляется падением цен на фондовом рынке, поскольку сегодня он играет гораздо большую роль в экономике, чем раньше. По данным Merrill Lynch, падение на фондовом рынке в 2000 г. привело к потере $3,7 трлн, в результате чего потребительские расходы в 2001 г. могут сократиться на $100 млрд; этого достаточно, чтобы ВВП снизился на 1 процентный пункт.

Американская проблема не была бы столь серьезной, если бы экономика других стран продолжала быстро расти. Когда экономисты еще говорили о “мягкой посадке” для экономики США, они предполагали, что американские потребители сократят расходы, но при этом потери производителей будут компенсированы за счет роста экспорта. Однако другие страны не помогают экономике США удержаться на плаву; напротив, это она тянет их вниз. По расчетам аналитиков J.P. Morgan, мировая экономика в 2001 г. вырастет на 2,1%, тогда как в 2000 г. рост составил 4%. (WSJ, 21.03.2001)