"АвтоВАЗ" прикрылся GM


Желающим поглотить "АвтоВАЗ", если такие и впрямь имеются, не стоит сильно рассчитывать на будущее партнерство с GM. Вчера появились сообщения, что концерн внес поправку в проект генерального соглашения с "АвтоВАЗом", согласно которой он сможет выкупить долю "АвтоВАЗа" в СП, если Волжский автозавод сменит собственника. Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников называет это сообщение "дурью", а представители концерна в России ждут официальных сообщений из Детройта.

Как известно, совет управляющих ЕБРР позавчера окончательно одобрил участие банка в проекте СП между General Motors и "АвтоВАЗом". Вчера же Financial Times стало известно о небольшой поправке, якобы внесенной GM в соглашение о создании совместного предприятия. Эта поправка предусматривает, что у американского концерна будет возможность выкупить у "АвтоВАЗа" его долю в совместном проекте за сумму, эквивалентную вкладу Волжского автозавода, - $100 млн, если у "АвтоВАЗа" сменится собственник. Пресс-секретарь московского офиса GM Александр Мойнов сказал, что сможет прокомментировать эту новую деталь соглашения не раньше, чем о ней объявят представители концерна в Детройте. Представители ЕБРР от комментариев по этому поводу также отказались.

А председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников заявил "Ведомостям", что это сообщение - "дурь, которую невозможно обсуждать". "Насколько мне известно, GM и ЕБРР заявили совсем о другом - о том, что если на "АвтоВАЗе" сменится собственник, то они оставляют за собой право выйти из этого проекта. Например, продать свою долю кому-либо еще. О том же представители GM сказали дней десять назад на встрече с [самарским губернатором Константином] Титовым", - говорит Каданников. Переговоры о создании совместного предприятия между "АвтоВАЗом" и GM начались около трех лет назад. В рамках проекта предполагалось выпускать до 75 000 автомобилей ВАЗ-2123 "Нива" и до 25 000 Opel Astra. Объем требуемых инвестиций оценивался в $300 - 350 млн. В сентябре прошлого года стало известно о планах ЕБРР присоединиться к этому проекту. В итоге ЕБРР согласился получить в совместном предприятии 17%, вложив $40 млн в его уставный капитал и предоставив кредит для пополнения оборотных средств в размере $93 млн. Доли "АвтоВАЗа" и GM составят по 41,5% (по $100 млн). Их совместный продукт, новая "Нива", будет продаваться под маркой Chevy Niva.

По мнению источника, связанного с трехсторонним проектом, "подстраховочная" поправка к соглашению все-таки существует и отражает беспокойство руководства GM по поводу агрессивной тактики, примененной "Сибалом" и "Северсталью" при поглощении других российских автозаводов - ГАЗа и УАЗа. Конечно, General Motors может просто выйти из этого проекта - в том случае, если на "АвтоВАЗе" уже сменится собственник, но СП еще не будет создано или не наполнено активами. Если же уставный капитал компании уже будет сформирован - возможен тот вариант, который так эмоционально отрицает Каданников: инвестор выкупит долю "АвтоВАЗа". Между тем, эта доля на две трети сформирована из его интеллектуальной собственности, включая документацию на разработку новой "Нивы". "Права на интеллектуальную собственность переходят к СП, они не будут принадлежать "АвтоВАЗу". А это стоит ста миллионов", - отмечает аналитик UFG Юлия Жданова.

(Использованы материалы FT.)