Две недели часовой моды


БАЗЕЛЬ - Вчера в швейцарском университетском городке Базеле завершилась неделя высокой часовой моды. Базель, находящийся в точке пересечения границ трех стран - Франции, Германии и Швейцарии, на восемь дней объединил часовщиков и ювелиров из 40 стран мира.

Базельская выставка - это примерно 2300 участников, более 80 000 посетителей, около 90 000 кв. м выставочных площадей. Причем, по словам генерального менеджера выставки Рене Камма, павильоны знаменитого выставочного комплекса "Мессе" уже не вмещают всех желающих, поэтому устроители планируют в будущем организовывать во время базельской недели несколько дополнительных выставочных платформ в Цюрихе.

Часовое производство переживает небывалый бум. В прошлом году экспорт швейцарских часов впервые перевалил за отметку 10 млрд швейцарских франков ($5,8 млрд). Экспорт немецких часов за первые девять месяцев прошлого года в стоимостном выражении вырос на 23% по сравнению с тем же периодом 1999 г. Чистая прибыль крупнейшей часовой швейцарской компании Swatch Group увеличилась в 2000 г. почти на 50% до 651 млн швейцарских франков ($377 млн).

Даже не будучи знатоком часового бизнеса, по месту расположения стендов в выставочных залах "Мессе" можно судить о том, кто есть кто в часовом бизнесе.

На первом этаже главного павильона расположились самые престижные часовые марки, центр оккупировали Patek Philippe и Rolex, Chopard и Jaeger-LeCoultre, Blancpain и Concord, далее раскинулся внушительный павильон группы Swatch, под крышей которого объединились брэнды средней ценовой группы - Omega, Longines, Rado, Tissot и др. (входящие в группу Swatch дорогие Breguet и Blancpain выставлялись отдельно). По периметру павильона расположились Ebel, Ikepod, Tag Heuer, Gucci Timepieces и др. Обойдя стенды главного корпуса выставки, можно составить полную картину основных тенденций, наблюдающихся в часовом бизнесе.

Диего Джакомини, региональный менеджер Ebel по Европе, рассказал, что после того, как марка была приобретена группой LVMH, изменилась маркетинговая тактика Ebel. Фирма сократила общее количество моделей и сосредоточила свое внимание на четырех линиях-бестселлерах: Sport Classic, 1911, E-Type, Beluga. Изменилась и концепция рекламной кампании: теперь она четко сфокусирована на конкретной аудитории. В Европе это представители среднего класса в возрасте от 30 до 40 лет, в России - от 20 до 40.

Старейший производитель суперсложных механических часов Blancpain удивил всех в этом году тем, что вдруг обратил свое внимание на женщин. Раньше в этой компании считали, что высокая механика - это удел мужчин. В этом году Blancpain показал среди новинок женский хронограф Pastel. Следующий ход фирмы - коллекция суперсложных часов "Шесть дней" (полное название - The six masterpieces of the watchmakerХs art), выполненная специально для женщин. Представительница компании Николь Монар сказала, что такое внимание к женщинам отчасти объясняется развитием высоких технологий, в которых женщины проявили себя достаточно ярко. Таких женщин должна привлекать высокая механика, полагают на фирме.

Компания Jaeger-LeCoultre (теперь она входит в Richemont Group) показала на выставке Reverso Platinum Number One - сверхплоские часы, механизм которых виден через стекло циферблата. Среди новинок также Master Grande Memovox и Reverso Florale Tiare.

Звездой коллекции 2001 г. Patek Philippe стали Sky Moon Tourbillon - самые сложные наручные часы, когда-либо выпускавшиеся этой независимой компанией. Часы двусторонние, их дизайн перекликается с дизайном карманных часов Star Caliber 2000, которые за последний год успели стать визитной карточкой Patek Philippe. Из фирм, представленных в России, стоит упомянуть также молодую часовую компанию Ikepod, один из совладельцев которой - дизайнер с мировым именем Марк Ньюсон. Ikepod показала в Базеле две новинки: Hemipode Automatic Tourbillon - первые часы этой марки с действительно сложным механизмом - и Manatee - часы с прямоугольным циферблатом, или лицом, как говорят часовщики.

Не успел закончиться базельский салон, как стартовала женевская часовая выставка, которая продлится до 3 апреля. В Женеве покажут свои новинки 14 производителей, среди них Cartier, Baume & Mercier, Audemars Piguet, Vacheron Constantin и др. По своим масштабам эта выставка гораздо скромнее базельской, число посетителей обычно не превышает 10 000. Но состав участников говорит сам за себя. Любителей часовой механики ожидают новые громкие премьеры.