"Фотофорум" меняет форматы


Проходящий в Сокольниках "Фотофорум 2001" стал первой за последние несколько лет профессиональной выставкой фотоиндустрии. Как выяснилось, за это время на рынке оборудования для любительских фотолабораторий назрела смена поколений.

В отличие от большинства сфер бизнеса на рынке любительских фотоуслуг все еще вспоминают кризис 1998 г., когда количество заказов на фотоотпечатки упало на 80%. Только в этом году объем заказов достиг докризисного уровня и поставки оборудования для фотолабораторий наконец возобновились. Причем пока российский рынок находился в состоянии комы, в мире сменилось целое поколение такого оборудования. На смену аналоговым оптическим минилабам (устройство для проявки и печати любительских фотопленок) пришли полностью цифровые машины.

"Это машины, рассчитанные на массовую скоростную печать с любых носителей, в том числе с CD и через Интернет", - рассказывает Алексей Степчков, глава представительства компании Gretag (именно ее минилабы поставляются во всем мире под маркой Kodak). Помимо традиционной печати фотокарточек цифровые машины позволяют выводить плакаты, делать тематические открытки и альбомы и даже записывать фото на CD.

"Интересно, что после кризиса первым делом возник спрос именно на цифровые машины, а не на обычные", - говорит Александр Никитин, директор сервис-центра Konica (в таком статусе в Москве работает представительство этой компании). По утверждению Никитина, у них уже скопилась очередь из приблизительно 10 заказов. Менеджер отдела продаж Fujifilm Константин Локтев также говорит о том, что заказы расписаны на год вперед. Впрочем, это больше связано с огромными сроками поставки в Россию цифровых минилабов - до восьми месяцев уже после подтверждения заказа (и это при том, что цена этих машин начинается от $90 000).

В декабре прошлого года Konica открыла в московском магазине "Юпитер" на Новом Арбате современный центр цифровой фотопечати. "Японцы сделали очень сильный ход. Подобных центров единицы в мире. Покупатели боятся в него заходить - так красиво он выглядит", - говорит сотрудник фотолаборатории, расположенной неподалеку.

Производители фотооборудования всеми силами стараются поддержать ажиотаж вокруг цифровых минилабов. Дело в том, что в мире (и в России в том числе) начался бурный рост продаж любительских цифровых фотоаппаратов. Традиционные поставщики фотооборудования стремятся сделать так, чтобы отснятые этими аппаратами кадры все равно попадали бы в фотолаборатории, а не печатались на принтерах в домашних условиях.

"Цифровые машины позволяют рассчитывать на покупателей, которые к вам в магазин никогда бы и не заглянули, - владельцев цифровых фотоаппаратов и видеокамер", - говорит Степчков. Более того, цифровые машины могут стать рентабельными, если их владельцы не станут впрямую конкурировать с существующими фотолабораториями (которые обслуживают фотолюбителей), а будут искать новые рынки, например дизайнеров и издателей, считает Локтев из Fujifilm.

Действительно, 70% минилабов, установленных в России с начала фотобума в 1992 - 93 гг., - это подержанные машины. Многие из них еще до ввоза в Россию отслужили по 10 лет. Поэтому сейчас их владельцы могут устанавливать очень низкую цену фотоотпечатка (при соответствующем качестве). "Сейчас покупать аналоговые минилабы не имеет смысла. Через два года они ничего не будут стоить", - возражает Серж Руссель, директор по продажам французской компании KIS-Photo-Me (она производит компактные минилабы).

Впрочем, в России продолжают активно покупать даже подержанные аналоговые машины. Как рассказала Елена Котова, руководитель направления компании "Техсоюз" (она, в частности, продает японские минилабы Noritsu), владельцы фотолабораторий обычно покупают подержанную машину для начала. Если бизнес идет хорошо, покупается новая. В противном случае заменой некоторых деталей можно продлевать ресурс машины на 10 и более лет. Как долго будет эксплуатироваться такой минилаб, фактически зависит лишь от его владельца.

Поэтому не стоит ожидать, что в ближайшие несколько лет старые минилабы выйдут из строя и произойдет смена поколений. "Еще лет 10 аналоговые машины не умрут. К тому же они еще выпускаются", - говорит Никитин из Konica.

НЕ ВСЕ ОБЕЩАНИЯ СБЫВАЮТСЯ.

Показательна судьба фотоформата APS (Advanced Photo System), который пять лет назад грозил совершить переворот в мировой фотоиндустрии. Несмотря на активную рекламу, рынок не принял APS: для его внедрения потребовалась бы замена не только минилабов, но и всех фотоаппаратов. Это связано с тем, что APS использует нестандартные тип кассет и ширину пленки (размер кадра APS составляет 16,7 x 30,2 мм по сравнению с традиционным 24 x 36 мм). Неудача APS также объясняется тем, что на рынке появились дешевые цифровые фотокамеры. Покупатели стали менять свои аппараты сразу на цифровые, без промежуточного этапа APS. На нынешнем "Фотофоруме" никто из производителей не упоминает об APS.