Иностранцы довольны Россией


Большинство иностранных компаний, действующих в России, за последние два года вернулись к докризисным уровням продаж, чувствуют улучшение налогового режима и намерены расширять здесь свою деятельность. К таким выводам пришла исследовательская группа The Economist Intelligence Unit (EIU), опросившая в марте руководителей 96 компаний.

Полный список опрошенных компаний EIU не раскрывает. Однако, по данным партнера EIU, агентства "Ракурс-ПР", среди респондентов были руководители таких компаний, как Unilever, Kraft General Foods, IBM, Johnson & Johnson, Upjohn.

Наиболее радостную реакцию у респондентов вызвал вопрос о политических рисках в России. Ни один из руководителей не считает, что этот показатель ухудшается, а примерно 82% видят здесь улучшение. Схожие, хотя и более сдержанные выводы компании делают и относительно последних налоговых изменений: из-за них ситуация ухудшится только у 5% опрошенных, а две трети считают изменения выгодными. Отношение к уровню преступности и коррупции сложнее: здесь "тройки с минусом" и "двойки" поставили в общей сложности 40%.

"Итоги этого исследования отрадны, очень много положительных эмоций, восприятие российской экономики улучшается, - комментирует экономист компании "Ренессанс Капитал" Ярослав Лисоволик. - Жалко только, что мы не видим этого в цифрах по прямым зарубежным инвестициям в российскую экономику. Достаточно ли снижения политического риска, улучшения налогового климата для кардинального изменения ситуации с инвестициями? " Вложили деньги в российское производство только 32% опрошенных EIU компаний. Наиболее рентабельным оказалось производство сельхозпродукции и напитков - в этом секторе компании с иностранным участием зарабатывают от 25% до 50%. Хотя в целом в производстве потребительских товаров инвестиции менее выгодны: на вложенный доллар получают 5 - 10 центов прибыли. Исследователи EIU пришли к выводу, что наибольший ущерб девальвация 1998 г. нанесла именно иностранным производителям потребительских товаров и последствия кризиса для них актуальны до сих пор. В этой категории опрошенных только 43% в прошлом году получили в России прибыль, а в ноль вышли 40%. "Восстановление [уровня продаж] в категории FMCG, потребительских товаров многоразового пользования, продуктов питания и напитков происходит наиболее медленно, - говорится в обзоре EIU. - Продажи упали с очень высокого уровня, а местные конкуренты стали более агрессивными".

Зато в прошлом году хорошо шли дела у машиностроительных и химических компаний. Более половины из них смогли увеличить свои продажи на 25 - 50%. "Дело в том, что у продукции этих компаний не всегда есть прямые аналоги в России, - говорит эксперт Бюро экономического анализа Борис Кузнецов. - А если учитывать, что после кризиса повысилась рентабельность промышленных предприятий и их спрос на оборудование, материалы, химические товары вырос, то хорошие показатели продаж становятся объяснимыми".

Хуже всего шел бизнес у компаний сектора hi tech. Респонденты из 65% компаний этой сферы признались, что рост продаж у них составил менее 25%. Электронный бизнес оказался наиболее консервативным в плане будущих инвестиций. Почти никто из опрошенных не заявил о том, что рассматривают возможность инвестирования в Россию в 2001 г.

"Такая осторожность связана с тем, что в секторе высокотехнологичных компаний нужны большие вложения, чтобы получить результат, в то же время там долгий срок окупаемости, и сейчас это, видимо, является серьезным фактором", - полагает Борис Кузнецов.

Впрочем, во всех секторах среди руководителей иностранных компаний преобладают оптимисты. Половина опрошенных считает, что в России выгодно вести бизнес; 38% негативно относятся к рынку, но намерены расширять свое присутствие здесь.

"Наверное, центральное место в улучшении инвестклимата сейчас должно занять дерегулирование экономики, - говорит Лисоволик. - Другой вопрос, который, видимо, будет интересовать иностранных инвесторов, - валютное регулирование. И, наконец, важным моментом в привлечении инвестиций должно стать улучшение регионального законодательства, приведение его в соответствие с федеральным. Инвестиции пойдут активнее, когда бизнес будет доверять не только Москве, но и регионам".

ПОВОДЫ ДЛЯ ОПТИМИЗМА.

Восстановление докризисного уровня продаж: 1999 г. - 21%; 2000 г. - 35%; 2001 г. (ожидания) - 18%.

Прибыль в 2000 г. получили 69%, 15% закончили год без прибыли и убытков.

В этом году больше половины компаний ожидают увеличения объемов продаж на 10 - 25%, четверть компаний - на 25 - 50%. 82% компаний считают, что уровень политического риска снижается, остальные считают, что он не меняется.

Две трети респондентов считают, что налоговый режим для западных компаний улучшается, четверть респондентов не видят изменений, 5% считают, что налоговый режим ухудшается.

Большинство компаний считают, что преступность и коррупция в России находятся на контролируемом уровне, четверть компаний - на слабо контролируемом, 15% компаний оценивают уровень как "очень высокий" или "ужасный".