Неправедно нажитое


Чиновники нашли способ поднять отечественный авиапром за счет "Аэрофлота" - взыскав с него сотни миллионов долларов. Компания не выполнила обещания закупать отечественные самолеты, а таможенные льготы на ввоз лайнеров Boeing и Airbus исправно получала. Минпромнауки предлагает отобрать у "Аэрофлота" сэкономленные деньги, и правительство, скорее всего, поддержит эту инициативу. По сообщению департамента правительственной информации, в докладе главы Минпромнауки Александра Дондукова на вчерашнем заседании правительства предлагалось прекратить практику предоставления льгот на закупки западной авиатехники. Речь идет о правительственном постановлении N 716 от 1998 г., по которому "Аэрофлот" ввез в страну 10 самолетов Boeing-737, два Boeing-777, четыре самолета А-310, а также двигатели и авиационные тренажеры без уплаты пошлины и НДС. Общая стоимость этих покупок, по оценке аналитика "АТОНа" Елены Сахновой, может достигать $1,5 млрд, а сумма полученных льгот - $600 - 800 млн.

Аналитик Альфа-банка Ольга Филиппова не склонна верить, что руководители компании не следили за собственными обязательствами, поэтому считает такой сценарий маловероятным. Сахнова из "АТОНа" тоже не склонна думать, что Минпромнауки добьется своего и "Аэрофлоту" придется возвращать льготы.

Постановление правительства N 716 "О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России", принятое 7 июля 1998 г., подразумевало, что любая российская авиакомпания может быть освобождена от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) на взятые в лизинг иностранные воздушные суда, а также двигатели и авиационные тренажеры иностранного производства. При этом авиакомпания обязывалась приобрести или взять в лизинг отечественные машины на сумму, втрое превышающую сумму льгот.

По инвестиционному соглашению между "Аэрофлотом" и Минэкономики авиаперевозчик в обмен на льготы обязался приобрести у отечественных производителей в 1998 - 2005 гг. 12 самолетов Ил-96М, три самолета Ил-96Т, шесть Ил-96-300. В пресс-службе "Аэрофлота" признают, что ни одна из этих машин не куплена, в докладе же Дондукова указывается, что компания свои обязательства уже не выполнила. На этот случай то же самое постановление N 716 дает государству право в трехмесячный срок взыскать сумму предоставленных льгот, а также проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день пользования льготой. Для "Аэрофлота", годовой оборот которого составляет около $1,3 млрд, это равносильно банкротству.

В авиакомпании претензии Минпромнауки считают несправедливыми. "Мы готовы покупать отечественную технику, нам нужны эти самолеты, и мы делаем все обещанное, - заявил "Ведомостям" сотрудник пресс-службы авиакомпании. - Не выполняет своих обязательств только государство". Получив в прошлом году гарантии Ex-Im Bank на $300 млн на закупку двигателей, "Аэрофлот" до сих пор не может найти российский банк, который согласился бы выдать длинный и недорогой кредит (по аналогии с Западом) на постройку планера. А госгарантий компании не дают.

С этой позицией согласна и Елена Сахнова. "Было бы несправедливо требовать с "Аэрофлота" неуплаченные таможенные платежи, - говорит она. - Думаю, чиновники тоже так считают". Однако, по информации "Ведомостей", чиновники считают иначе. Протокол вчерашнего заседания правительства будет утвержден лишь через несколько дней, но осведомленный источник "Ведомостей" в правительстве прокомментировал ситуацию с "Аэрофлотом" так: "Похоже, приговор будет приведен в исполнение". Сумма претензий к авиакомпании, по его оценкам, составляет около $600 млн, но она будет реструктурирована.