Перпетуум-мобиле


Помимо "Оскара" за режиссуру "Траффик" получил еще и приз американских академиков за "лучший адаптированный сценарий". "Адаптированным" может быть назван сценарий экранизации или римейка, но в случае с "Траффиком" все сложнее. Содерберг снял фильм по мотивам британского мини-телесериала, посмотрев который ему захотелось высказаться на тему наркотиков. Даже если не знать о сериальном происхождении картины, его можно почувствовать. Не только потому, что "Траффик" - фильм длинный (147 минут), многонаселенный (138 "ролей со словами") и многосоставный (действие переносится из Сан-Диего в Вашингтон, потом в Мексику, потом в Огайо), но и по ощущению. Что-то чудится родное в странноватой его атмосфере, что-то увиденное давно, но будоражаще знакомое - так и кажется, что камера вот-вот скользнет по придорожному биллборду с надписью Welcome to...

Недаром все-таки именно Содерберг за свой дебют - "Секс, ложь и видео" - первым из новых американских получил "Золотую пальмовую ветвь" Канн. А уже вслед за ним были "Дикие сердцем", "Бартон Финк", "Криминальное чтиво" - все это с 89-го по 94-й: ударная пятилетка американского авторского кино. И что бы ни писала потом критика о мутации стиля того или другого - все эти режиссеры оставались верны себе, своей манере высказывания, в каких бы жанрах она ни преломлялась. "Траффик" - такая же примерно социальная драма, как "Твин Пикс" - детектив. То есть, конечно, Содерберга интересуют хитросплетения наркодилерской сети, так же как Линча волнует серия кровавых преступлений в его картине. Но "Траффик" - не фильм про наркотики, точно так же, как и "Твин Пикс" - не фильм про убийство. Куда больше обоих режиссеров занимает попытка почувствовать иррациональную природу зла, разъедающего семью, частную собственность, государство. И что еще важнее, по Содербергу, - разъедающего представление людей о гармоничности жизни. Мексиканский полицейский (Бинисио дель Торо) смел, изобретателен, хорош собой и не берет взяток. Но именно эти качества чуть было не делают его жертвой крупнейшего наркоторгового синдиката. Преуспевающий юрист и главный человек в США по борьбе с наркотиками (Майкл Дуглас) - внимательный муж, любящий отец, честный гражданин, но именно его дочь, первая ученица в классе, становится наркоманкой.

Вырвавшаяся удачным замужеством из трущоб, светская красавица и добрая мать семейства (Кэтрин Зета-Джонс) разом теряет мужа, арестованного за наркоторговлю, положение в обществе, деньги - и идет на самые тяжкие преступления, чтобы все это вернуть. Честные американские копы (латинос и афроамериканец) денно-нощно ведут слежку за наркобароном, его арестовывают, потом выпускают, один коп гибнет, другой проваливает операцию... В финале, правда, черный полицейский вновь ставит "жучок" в квартире преступника, дочь борца с наркотиками встает на путь исправления, а неподкупному и храброму мексиканскому копу удается сдать преступный синдикат федералам. От всего этого в общей картине траффика вряд ли что-то изменится - но некоторые спасутся. Именно умение Содерберга подняться на высоту, с которой взгляд способен охватить потоки этого вечного движения, и принесло "Траффику" режиссерского "Оскара". Помимо этой, основной, награды у фильма еще несколько важных: за сценарий, монтаж и лучшую мужскую роль второго плана. Увенчанный лаврами академии дель Торо действительно лучший. Но и вообще в этой картине все 138 исполнителей "говорящих" ролей совершенно на месте. За исключением, пожалуй, Кэтрин Зета-Джонс: британская актриса все-таки слишком вальяжна, чтобы походить на уроженку трущоб близ мексиканской границы. На эту роль куда больше подошла бы новая любимица режиссера Джулия Робертс - не лишенная, как тонко заметили комментаторы российской трансляции церемонии, "пролетарского шика". Но, видимо, молодожены Дуглас и Джонс настояли на том, чтобы сниматься вместе. И кто их за это осудит?