Транзитный вопрос


Начавшийся вчера визит в Москву президента Литвы Валдаса Адамкуса связан не только с двусторонними отношениями. России важно знать, что сама Литва думает о транзите в Калининградскую область перед вступлением в ЕС и НАТО.

Визит президента Литвы Адамкуса в Россию закончится в субботу в Калининградской области, которая стала одной из главных тем его переговоров с российскими должностными лицами. Как заявил вчера "Интерфаксу" источник в руководстве России, близкий к переговорам, Кремль интересуют две темы: во-первых, вступление Литвы в НАТО и, во-вторых, вопросы жизнеобеспечения Калининградской области в связи с ожидаемым вступлением Литвы в Европейский союз. Что касается последнего, то Россию интересует, сохранится ли в этом случае безвизовый режим проезда транзитом через Литву в Калининград российского транспорта, в том числе и военный транзит. Будущее транспортных связей "материковой" России и ее калининградского эксклава уже стало предметом диалога России и руководящих органов ЕС.

Характерно, что российский источник говорил именно о ЕС, а не о НАТО. Хотя, если верить оптимистическим утверждениям литовской печати и официальных лиц, Литва вступит первой именно в НАТО - вторая волна расширения этого военного блока намечена на 2002 г., в то время как принять Литву в ЕС обещают в 2004 г. Россия продолжает выступать против вступления прибалтийских республик в НАТО. Это, наряду с вопросом о создании ПРО США, является одним из основных противоречий России и Запада.

Как пояснил "Ведомостям" высокопоставленный источник в администрации Калининградской области, пожелавший остаться неназванным, сейчас между Россией и Литвой существует ряд межправительственных соглашений, регулирующих все виды транзита, включая военный. Если же какие-то специфические виды транзита не урегулированы на межправительственном уровне, то Россия соблюдает принятые в Литве правила - "скажем, когда речь идет о транзите спецконтингента, т. е. заключенных, мы выполняем инструкции МВД Литвы".

Сейчас Литва заявляет, что принятые в ЕС правила не повлияют на существующий сейчас порядок транзита грузов из России, за исключением военного транзита. "Однако нам бы хотелось понять, несмотря на весь конструктивный характер отношений с Литвой, как в реальности повлияют правила Евросоюза на наш транзит", - считает источник.