Я нужен там, где что-то не ладится


Нино Черрути - глава векового дома Cerruti, потомственный модельер и бизнесмен, свой человек в Голливуде и Каннах, любитель современной фотографии, Парижа и тонких ароматов. На прошлой неделе он посетил Москву. - В Москву вы приехали с целью представить совместную с Паоло Роверси фотовыставку и фотоальбом...

- Паоло делает все фотосъемки для Cerruti на протяжении вот уже 23 лет. Это не просто сотрудничество - мы хорошие друзья. Такое взаимопонимание очень помогает - дух Cerruti в работах Паоло передается так глубоко, как я того жду. В сегодняшней модной фотографии, на мой взгляд, слишком много бессмысленной агрессии, откровенности, за которой ничего не стоит. Именно этого мы всегда стремимся избегать. Творчество Паоло чем-то сродни киноэстетике, он всегда рассказывает "историю". - С кинематографом вас связывают более 30 лет. Можно долго перечислять фильмы, для которых вы делали костюмы: "Иствикские ведьмы", "Американский психопат", "Основной инстинкт", "Борсалино", "Красотка"... Но сначала была незабвенная Фэй Данауэй в "Бонни и Клайде". Ее многократно повторенный образ, с беретом, короткими пуловерами и юбками до колен, - дело ваших рук? - Смешно, но тогда все получилось случайно - меня не приглашали работать в этом фильме. Просто актриса сама пошла и выбрала одежду в моем магазине. А потом фильм и образ стали столь популярны - удача! До того я работал в основном с французскими кинематографистами.

Многие голливудские актеры теперь стали моими друзьями и клиентами - Сигурни Уивер, Кэтрин Тернер, Майкл Дуглас, Джонни Депп, Шон Пенн.

- Какой мир вам ближе - мода или кино? - Это совсем разные вещи. В моде я воплощаю только свою идею, а в кино - помогаю актеру создавать полноценный образ, персонаж. Это во-первых. Во-вторых, кино - это glamour, волшебство. Мода - это тоже glamour, но его надо продавать. И это меняет дело.

- Насколько верна картина фэшн-мира, воссозданная в знаменитом фильме Олтмена "Прет-а-порте"? - Это не лучший его фильм. Да, в моде все люди очень темпераментны. Они - индивидуалисты. Профессия художника вообще эгоцентрична. Сплошь и рядом крайности. Ведь мода за последние десятилетия чрезвычайно выросла в нашем сознании. Для всех было неожиданностью, что она заняла такое место в жизни, в культуре - встала на один уровень с музыкой, кинематографом... 15 лет назад никто не мог представить, что будет так. Сейчас мода очень густо населена. И как во всяком мире, есть хорошие и плохие, профессионалы и дилетанты, с чувством юмора и без него. У Олтмена слишком много гротеска, поэтому фильм лишь отчасти верен. Но есть много забавного.

- Джорджо Армани был вашим учеником, вы поддерживаете отношения? - В 1963 г., если мне не изменяет память, в наш дом пришел работать молодой человек, он помогал мне в подборе ткани, крое. Безусловно, он был очень талантливым и, что особенно ценно, очень тщательным и добросовестным человеком. Мы проработали вместе почти 10 лет. И я могу сказать, что Джорджо, как никто, понимает ткань, материю, а сегодня это важнее, чем многое... - А после того, как он ушел, вы виделись? - Один раз за 27 лет - в январе 2001 г. Я сказал ему тогда: "Надо было наступить новому веку, чтобы мы встретились вновь".

- Вы начинали в 60-х, в годы протеста, революции. Мода тогда совершила мощный прорыв. Сегодня в моде уже не осталось табу. Бороться не с чем - значит, ситуация тупиковая? - Табу не осталось в жизни - и это гораздо важнее. Я действительно начинал в эпоху глубокой перемены нравов и личности. Тогда было установлено право каждого на индивидуальность. Мы обратили внимание на худшие стороны нашего общества - и противопоставили им истинные. Но то была настоящая революция. Сегодня же не создается новых ценностей. Основная цель чаще всего - шок, а за ним скрывается пустота. Это признаки агрессии и деградации. Революция - это позитивное, креативное действие, ее цель - сделать человека лучше... Я наблюдаю за концом всех движений, течений, которые прошли уже долгий, трудный путь и пришли фактически к финалу. Люди, художники пытаются обрести новую реальность, но пока есть лишь хаос. Видимо, мы на пороге? - Каким вы видите будущее моды? Некоторые считают, что фигура дизайнера как таковая исчезнет. Креативными группами, без ярко выраженного лидера-творца, будут руководить талантливые менеджеры... Арт-директор дома сегодня - менеджер или художник? - Это все равно как сказать художнику: рисуй, значит, такую картину - здесь сделай такой мазок, вот здесь используй этот цвет, там такую линию проведи. Вы когда-нибудь видели хорошую картину, нарисованную таким образом? Я - нет.

Однозначного ответа на ваш вопрос нет. Мода - гибрид искусства и бизнеса. Это прикладное творчество. Если упускать это из виду, начинаешь двигаться в неверном направлении. Мода нуждается в разных талантах - как креативных, так и коммерческих. Отсюда и рождается союз менеджера и художника. За много лет я понял, что для процветания марки необходимо равновесие. При диктате креативной стороны дело не развивается. Если деньги возьмут верх - это уже не мода, это чистый маркетинг, за которым ничего не стоит. В один прекрасный момент люди устанут от этого бессмысленного шума и потянутся к настоящим, аутентичным вещам. Одним словом, креативная сторона не должна мешать бизнесу. И наоборот. Каждый делает свой выбор.

- А какой выбор сделал Нино Черрути? Как проходит его рабочий день в доме Cerruti? - Я и рисую, и руковожу, и очень внимательно выбираю материалы, продумываю общий имидж Cerruti. Приходится быть немного композитором, немного солистом, немного дирижером - каждый день не похож на другой. Ясное дело, никто не дает мне заниматься теми делами, где все идет хорошо, - я всегда нужен там, где аврал, где что-то не ладится. Самые приятные для меня те дни, когда удается посвящать себя чистому творчеству. - Если бы мне надо было выбрать одну-единственную вещь Cerruti, что бы вы посоветовали? - Основа, фундамент, если можно так сказать, стиля Cerruti - смешение женской и мужской одежды. Мне очень близка эта двойственность, контраст. Например, брючный костюм из тонкой, струящейся ткани.

Хочу признаться вам в одной вещи. Я много езжу по свету. Есть страны, которые возбуждают любопытство. Есть такие, за которыми вы наблюдаете, потому что они составляют часть вашего мира. Россия - нечто отдельное, ни Европа, ни Азия, 200 лет без минуты покоя. При этом удивительная вещь - здесь живут люди, которые улыбаются. Симпатичные люди, таких много лишь в двух местах в мире - в России и в Ирландии.