Правда о протекционизме


Общепризнано, что страны с развитой экономикой могли бы больше сделать для либерализации торговли, чем они сделали до сих пор. Их неспособность ликвидировать все торговые барьеры нанесла ущерб как их собственной экономике, так и экономике развивающихся стран. Запад должен подкрепить свои слова конкретными действиями.

Формированию выгодной торговой политики в беднейших странах мира мешают четыре заблуждения. Во-первых, многие считают, что в богатых странах протекционизм развит сильнее, чем в бедных, и что это свидетельствует о несправедливости и асимметричности мировой торговой системы. На самом же деле в бедных странах торговые тарифы выше, чем в богатых. Для товаров промышленного сектора, к примеру, богатые страны устанавливают тарифы в среднем на уровне 8%, а бедные - 21%. При этом в период между 1995 и 1999 г. первые инициировали 463 антидемпинговых процесса, тогда как вторые - 558. Таким образом, неправильно было бы говорить, что торговые барьеры асимметричны и в основном возводятся против бедных стран. На самом деле скорее верно обратное.

Второе заблуждение состоит в том, что существование торговых барьеров в отношении бедных стран отражает злонамеренность и лицемерие богатых. Так считают те, кто отказывается признать протекционизм бедных стран. Как говорится, если вы хотите бесплатный ланч, не надейтесь на роскошное угощение. Поэтому неудивительно, что, пойдя на небольшие уступки, бедные страны немного получили взамен.

В-третьих, считается, что не подобает требовать отмены торговых барьеров в бедных странах, когда такие барьеры существуют в богатых. Это элементарная ошибка. Экономист Джоан Робинсон однажды сказала: "Если ваш торговый партнер ставит палки себе в колеса, вы вовсе не обязаны делать то же самое с вашими колесами". Каким бы "справедливым" вам ни казалось такое поведение, оно в высшей степени глупое и вредное.

Наконец, последнее заблуждение состоит в том, что объемы экспорта из бедных стран не растут из-за протекционизма богатых стран. И хотя обвинения в адрес протекционизма богатых звучат не зря, бедным странам следует понимать, что причина незавидного состояния их экспорта и экономики в целом зачастую кроется в их собственном протекционизме. Он делает продажу товаров на внутреннем рынке более выгодной, чем экспорт.

Итак, опровергнуть эти заблуждения не составляет труда. Богатые страны все равно должны открыть свои рынки, вопрос только в том, как это сделать. Важным инструментом, очевидно, являются международные переговоры, особенно сегодня, когда бедные страны готовы идти на уступки. На встрече ВТО в Катаре в ноябре этого года нужно будет приложить все усилия для возобновления начатого в Сиэтле раунда переговоров.

Но для устранения протекционизма важно также использовать энергию влиятельных общественных групп. В частности, к борьбе с протекционизмом надо привлечь влиятельные либеральные религиозные организации, которые участвовали в демонстрациях в Сиэтле и в других подобных мероприятиях. Скорее всего именно религиозные организации поддержат меры, направленные на улучшение благосостояния как рабочих в своей стране, так и гораздо более бедных трудящихся в зарубежных странах.

И можно предположить, что, поскольку некоммерческой организации Jubilee 2000 удалось то, что не удалось другим проповедникам списания долгов беднейшим странам мира, религиозное движение Jubilee 2010 сможет положить конец протекционизму богатых стран. (FT, 29. 03. 2001).

Джагдиш Бхагвати - профессор экономики Колумбийского университета, Арвинд Панагария - профессор экономики Университета штата Мэриленд