Фармацевты подкупают конкурентов


Федеральные антимонопольные органы США намерены привлечь к ответственности одну из крупнейших фармацевтических корпораций - Schering-Plough. Компания подозревается в том, что она платила своим потенциальным конкурентам за задержку с выпуском на рынок более дешевого препарата-дженерика, аналога существующих запатентованных средств. В США это уже шестой случай нарушения антимонопольного законодательства в этой сфере за последнее время. Российских же производителей пока никто не подкупает, а наше правительство даже поддерживает скорейшее освоение производства дженериков.

Schering-Plough, компания с объемом продаж в $9,82 млрд, обвиняется Федеральной комиссией по торговле (FTC) в предоставлении $60 млн компании Upsher-Smith и $30 млн компании Lederle за то, чтобы они "попридержали" недорогие аналоги популярной пищевой добавки K-Dur. Это не первая операция в войне, которую объявила FTC нескольким ведущим фармацевтическим компаниям, утверждая, что они занимаются подкупом мелких конкурентов, вынуждая их задерживать выпуск на рынок дженериков и тем самым незаконно ограничивая конкуренцию. За прошедший год FTC уже привлекла к ответственности пять фармацевтических компаний, обвинив их в нарушении антимонопольного законодательства, при этом одна из этих компаний была вынуждена заплатить штраф в размере $100 млн за попытку монополизировать рынок транквилизаторов.

В России у препаратов Schering-Plough также имеются копии - например, около года назад "Акрихин" наладил производство антигистамина кларотадина, аналога американского кларитина. Schering-Plough не пыталась подкупить подмосковный завод, однако была не в восторге от появления копии. Представитель российского офиса Schering-Plough утверждал, что препараты не могут быть идентичными, поскольку "Акрихин" не закупает у них субстанцию. "Сравнивать дженерик и оригинальный препарат вообще нельзя", - заявлял он. Возмущение Schering-Plough вполне понятно: кларотадин хорошо продвигается на рынке, и "Акрихин" рассчитывает через год получить 30% рынка американского препарата.

Разработка одного оригинального препарата на Западе занимает 10 лет и стоит $300 - 800 млн. В России исследования и вывод лекарства на рынок обходятся гораздо дешевле: примерно в $7 млн, по данным ассоциации "Росмедпром", или всего в $250 000, по подсчетам Александра Шустера, генерального директора компании "ЛЭНСФарм". Дженерики, по разным оценкам, занимают от 83% до 91% российского производства.

Американские власти уже заметили явные несоответствия между антимонопольным законодательством, нацеленным на защиту потребителя, и патентным законодательством, поощряющим поиск новых форм и решений, предоставляя компаниям временные монопольные права на использование новой технологии. В фармацевтическом секторе компании стремятся продлить период монопольного господства, всеми силами препятствуя выходу на рынок дженериков, которые могут на 80% сбить цену на запатентованный препарат.

Председатель FTC Роберт Питофски называет некоторые соглашения, заключенные с компаниями по производству дженериков, "частными договорами, заключенными ради грабежа потребителей, с использованием недоработок в законодательстве, которые, как мы надеемся, Конгресс устранит на ближайшей же сессии".

Россия пока с такой проблемой не столкнулась. Программа Минздрава РФ по импортозамещению появилась в 1995 г. - чиновники справедливо решили, что проще производить дженерики дома, чем импортировать их из Индии и Восточной Европы. С тех пор производство дженериков, которые у нас деликатно называют "импортозамещающими препаратами", всячески приветствуется властями.

Пионером в этой области фармпроизводства стал как раз "Акрихин". Сейчас в ассортименте завода около 40 наименований дженериков. По пути "Акрихина" пошло большинство российских фармпредприятий. Крупные производители - "Нижфарм", "Мосхимфармпрепараты", "Верофарм", - выпуская дженерики, заключают договоры с западными компаниями, покупают лицензии и т. д. Зато у мелких отечественных предприятий, не мозолящих глаза властям, джентльменство не в чести. По данным Минздрава, нелегальные дженерики занимают около 40% российского рынка копий.

Программа российского импортозамещения была разработана в основном как альтернатива низкокачественным индийским препаратам. Именно в Индии чаще, чем в других странах, копии запускаются в производство раньше установленных законом 20 лет. Эту практику переняли и российские производители. Тем более что наши антимонопольные структуры дженериками пока не интересуются. (Использованы материалы WSJ.)