Вандевельде не оправдывает надежд Marks & Spencer


Когда в феврале 2000 г. пост генерального директора и председателя совета директоров британской торговой компании Marks & Spencer занял бельгиец Люк Вандевельде, у инвесторов забрезжила надежда. В течение двух лет новый руководитель предполагал справиться со снижением доходов во вверенной ему компании. Год спустя надежда сменилась подозрением, что обещанное Вандевельде светлое будущее, скорее всего, останется несбыточной мечтой. В минувший четверг руководство Marks & Spencer заявило, что закрывает все 38 принадлежащих компании магазинов в Европе, продает прибыльные сети магазинов Brooks Brothers и Kings Supermarkets в США и сворачивает деятельность в Юго-Восточной Азии. Цель кардинальных преобразований все та же - восстановить прибыльность компании. Вандевельде обещает, что сосредоточение усилий на британском рынке, в результате которого количество рабочих мест уменьшится на 4390, будет способствовать восстановлению доверия британских потребителей. А ведь когда-то Marks & Spencer была звездой британской розничной торговли, а ее акции долгое время оставались "голубыми фишками" в лондонском Сити.

Сообщение о свертывании операций на мировом рынке сопровождалось не менее мрачными публикациями финансовых показателей компании. За 51 неделю, до 24 марта, общий объем продаж снизился на 6,3%. Впрочем, объем продаж продуктов питания вырос за этот период на 2,5%.

В феврале прошлого года Вандевельде встречали в компании с распростертыми объятиями. На радостях ему поднесли $1,9 млн и подписали контракт на два года. Впрочем, к повседневному руководству Marks & Spencer он приступил лишь в сентябре, после того как из компании ушел генеральный директор Питер Сэлсбери. Сэлсбери ушел вскоре после того, как в компании поползли слухи, что на должность руководителя операциями компании на британском рынке будет назначен Роджер Холмс, один из ведущих директоров Kingfisher.

До назначения в Marks & Spencer у Вандевельде практически не было опыта работы в отрасли по производству одежды, поэтому многие задавались вопросом: а сможет ли бельгийский менеджер успешно руководить британской компанией? В Marks & Spencer он пришел, имея за плечами внушительный опыт. Вандевельде успел пожить в шести странах, а поработать - в 20, говорит на пяти языках и утверждает, что за два года сумел выправить положение испанского подразделения американской пищевой компании Kraft. Собственно, в Kraft Вандевельде провел основные годы своей деятельности. Он пришел туда в 20 лет и покинул компанию в 44 года. Первые девять лет он проработал в подразделениях компании в Бельгии, Испании, Швейцарии, Германии и США. В 1990 г. Вандевельде становится генеральным директором Kraft Jacob Suchard France, а в 1994 г. он возглавил еще и итальянское подразделение Kraft.

Именно в это время руководители американской компании сумели в полной мере оценить интеллект и стратегические таланты Вандевельде, сумевшего успешно интегрировать в структуру американской компании французскую Jacob Suchard после ее поглощения в 1990 г.

Проработав в Kraft 24 года, Вандевельде дорос до поста одного из директоров компании, но так и не сумел получить место в ее руководстве. В 1995 г. французская сеть супермаркетов Promodes сделала ему предложение, от которого он не смог отказаться. Вандевельде пришел в Promodes на пост директора по производству, заручившись обещанием, что займет кресло генерального директора при первой же перестановке в руководстве, года через четыре. Аналитики полагают, что именно благодаря Вандевельде Promodes сумела выйти на международный рынок и повысить объемы продаж и прибыли. За время его руководства рыночная капитализация компании увеличилась в шесть раз. Увы! В 1999 г. ставшую лакомым кусочком Promodes купила крупнейшая во Франции сеть супермаркетов Carrefour и Вандевельде опять оказался вторым номером.

Всего через несколько месяцев Marks & Spencer вступила с ним в переговоры и предложила ему место руководителя компании. Британцы предложили Вандевельде заманчивые условия: основной оклад - $580 000. В том случае, если бы к концу года ему удалось вывести компанию на запланированные рубежи, оклад Вандевельде увеличился бы в два раза. Кроме того, новый директор получал опционов на сумму 10,4 млн евро.

Придя в Marks & Spencer, Вандевельде заявил: "Проблемы, с которыми столкнулась эта британская компания, совсем не новы. У меня есть опыт работы в 20 странах, и я имел возможность наблюдать сходные проблемы практически повсеместно. Все они сводятся к вопросам работы с брэндами и позиционирования компании на рынке. В этом смысле Британия ничем не отличается от других стран".

Вандевельде обрушился с критикой на британские компании розничной торговли, утверждая, что они упустили момент выхода на мировой рынок, а теперь им будет очень тяжело наверстать упущенное. Британские аналитики не разделяли его уверенности и сомневались, что наращивание присутствия Marks & Spencer на глобальном рынке поможет выйти из создавшегося затруднительного положения. Они были убеждены, что проблему следует решать дома.

Сейчас, проведя во главе компании больше года, Вандевельде продолжает утверждать, что все будет в порядке и ему, несмотря ни на что, удастся вывести компанию из кризиса. Первые положительные результаты, по его словам, должны появиться в начале 2002 г. - как раз к намеченному им сроку. При этом он отказывается говорить на тему, уйдет ли он, как обещал, из компании, если ему так и не удастся увеличить продажи и прибыль многострадальной Marks & Spencer. (FT, 30. 03. 2001)