Устинов против


Генеральный прокурор Владимир Устинов впервые публично выступил против судебной реформы. В письме на имя председателя Государственной думы Геннадия Селезнева генпрокурор выразил несогласие с тем, что новые Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс (первое чтение которого состоится сегодня) лишают прокуратуру всех надзорных функций в судебном производстве. Но разработчики судебной реформы считают, что позиция Устинова ничего изменить уже не может.

Концепции новых Гражданского и Арбитражного кодексов одобрены профильными комитетами Думы (первое чтение Гражданского кодекса должно состояться через неделю). Идеология преобразований состоит в введении реально действующего принципа состязательности в разбирательстве. "Это конец административного надзора. Процесс теперь будет двигаться только усилиями сторон, которые будут апеллировать к кассационным инстанциям, без вмешательств прокуратуры", - сказал "Ведомостям" зампред Высшего арбитражного суда Олег Бойков, участвовавший в разработке нового АПК. "Никакого надзора над судом со стороны прокуратуры не может быть", - уверен один из разработчиков нового ГПК, судья Конституционного суда Геннадий Жилин.

Согласно действующим сегодня кодексам, прокуратура является надзорным органом и в гражданском, и в арбитражном производстве. Это дает прокурору право вносить по любому делу протест в президиум и Высшего арбитражного, и Верховного суда. По статистике, в 90% случаев судьи соглашаются с прокурорами. По словам Бойкова, "наш президиум еженедельно рассматривает по несколько прокурорских протестов". Владимир Устинов так мотивирует свою позицию: "Прокурор всегда отстаивает лишь интересы общества, государства". И поэтому "ограничение полномочий прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве было бы ошибочным и несвоевременным", пишет генпрокурор Селезневу и депутатам и просит "сохранить за прокурором право опротестования незаконных судебных постановлений".

По мнению адвокатов, надзорные функции - серьезнейший политический ресурс Генпрокуратуры, за который Устинов будет биться до конца. "Сплошь и рядом немотивированные вмешательства прокурора в мирно текущее дело меняют всю расстановку сил, - говорит адвокат Александр Добровинский. - Вот недавно швейцарские инвесторы с моей помощью отсудили у "ЮКОСа" $22 млн, но в дело вмешался замгенпрокурора Сабир Кехлеров, и по его протесту дело заморозилось на несколько месяцев и возвращено в первую инстанцию".

Однако с введением нового арбитражного законодательства уменьшаются административные права не только прокуратуры. "Прокурорам нечего обижаться, потому что в проекте нового АПК и судей тоже лишают права вносить протесты - в процесс теперь не может вмешиваться даже председатель высшего арбитража, - рассказывает зампред думского комитета по законодательству Владимир Калягин. - Вот с Гражданским кодексом сложнее - там за судьями это право сохранено". Адвокаты приветствуют такую либерализацию судебного производства. "Оставить за прокуратурой надзорные функции - значит оставить им возможность инициировать заказные протесты - это ни для кого не секрет, - сказал "Ведомостям" адвокат Анатолий Кучерена. - Довольно трудно соревноваться в суде с людьми, у которых есть выходы на такую прокуратуру".

В администрации президента, где под руководством Дмитрия Козака разрабатывается стратегия всей судебно-правовой реформы, спокойно отнеслись к эмоциям генерального прокурора, объяснив их "обыкновенным ролевым поведением чиновника". "А что еще он мог написать? Что он одобряет и всей душой за? Это невозможно", - считает высокопоставленный сотрудник администрации. Зампред думского комитета по законодательству Калягин тоже спокоен и не видит, как позиция генпрокурора может повлиять на решимость депутатов.