Тихий вечер


Пятидесятишестилетний Эрик Патрик Клэптон всю жизнь разрывался между двумя почетными страстями С к серьезному блюзу и не менее серьезной, но все ж до дикого популярной рок-музыке. И то и другое в течение пугающего количества лет получалось у него так, как ни у кого и никогда. В результате Клэптон синтезировал стиль, который называют поп-блюзом. По большому счету, лучшие примеры этого самого п-б остались в 60-х гг. на пластинках группы Cream, играя в которой Эрик вполне соответствовал популярной надписи на заборе "Клэптон С бог". Cream вообще был открытый город для всех нужных тогда музыкальных направлений, будь то ритм-н-блюз или поп-психоделия. В 1965 г. Клэптон ушел из превосходной и развлекательной группы Yardbirds, потому что те, по его мнению, не любили "серьезный" блюз так, как любил его сам Клэптон. Забавно, что ушел он как раз в Cream (в компанию к великому барабанщику Джинджеру Бейкеру и не менее великому басисту Джеку Брюсу), с тем чтобы окончательно переключиться на вдохновенные и по своему гениальные поп-песенки типа IХm so glad и I feel free. Сквозь годы рэгги, софт-рока, дельта-блюза, чикагского блюза, психоделии, через рискованные обложки, героиновую зависимость, продолжительные любовные прения с экс-битлом Харрисоном Клэптон пытался угодить и вашим блюзовым ортодоксам, и нашим охотникам до поп-мелодизма. Но, пожалуй, последняя заслуживающая самого искреннего внимания поп-пластинка Эрика датируется 1978 г. и называется Backless С веселые, звонкие, как пятиэровые монетки, бесконечно живые песенки. С тех самых пор Клэптон с головой ушел в свой степенный и размеренный поп-блюз, в эдакий рок-н-ролл из положения сидя. С годами же стало окончательно ясно (и кремлевские концерты не последнее тому доказательство): в классическом блюзе Клэптон смотрится и слушается несравненно лучше, чем в новой самопровозглашенной поп-музыке. Так, недавняя безупречно блюзовая пластинка, записанная Эриком на пару с Би Би Кингом, на голову выше свежайшей и скучнейшей его "Рептилии". Приглашенный Альфа-банком Эрик Клэптон собрал полный и приветливый Кремлевский дворец, держал его, как на медленном огне, на классике да нововведениях, на "Лейле" да "Слезах в небесах", выглядывал на бис и был, очевидно, любим и ожидаем С что ж, клэптомания в России всегда была развита значительно. Буржуазное обаяние скромности, исходящее от виртуозных соло тихони Эрика, отдает уже чем-то санаторным, успокоенным, старчески-просветленным. Клэптон, возможно, и бог (как и было некогда сказано), но исходит от него теперь не сияние (как от одного некогда популярного в России автора-исполнителя), а одно только слабое свечение. Божественное и сейчас местами брезжит, но чаще - просто брюзжит.